«Бить будем больно»: Израиль вновь меняет политический расклад в Сирии

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) 16 июля нанесла ракетный удар по Дамаску, повредив ряд правительственных зданий, и объявила о готовности провести сухопутные операции. Поводом для атаки стали вооруженные столкновения между сирийскими подразделениями правительства Ахмеда Аш-Шараа и друзскими отрядами самообороны на юге страны.

«Бить будем больно»: Израиль вновь меняет политический расклад в Сирии
© Свободная пресса

В конце прошлой недели появилась информация о нападении вооруженных формирований правительства на ряд друзских поселений в провинции Сувейда, в результате чего была перекрыта трасса, связывающая провинцию со столицей.

И уже после этого в дело вступили ВС Израиля, нанеся удары по сирийским вооруженным формированиям в Сувейде, а также по генеральному штабу и президентскому дворцу в Дамаске с целью защиты друзской общины. ЦАХАЛ также заявил о готовности перебросить две дивизии на Голанские высоты.

Министр обороны Израиля Исраэль Кац призвал Дамаск вывести войска из провинции и освободить задержанных друзов, пригрозив в случае невыполнения этих требований усилить удары по правительственным целям.

В своем телеобращении премьер Израиля Биньямин Нетаньяху заявил: «мы действуем, чтобы уничтожить банды сирийского режима». А Министр нацбезопасности Израиля пошел еще дальше, призвав ликвидировать «президента Сирии».

А в Сувейде тем временем друзы подняли флаг Израиля.

Так что, Израиль вдруг решил уничтожить режим, который сам же привел к власти? И только из-за друзов? Или друзы – это только предлог?

– Не стоит забывать, что ситуация с сирийскими друзами создает для правительства Биньямина Нетаньяху и внутриполитические вызовы, – отмечает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

– Община друзов в Израиле составляет менее 2% населения страны, но она достаточно влиятельна. Например, друзы есть среди депутатов Кнессета, а также высшего командного состава ЦАХАЛ. При этом для Израиля важен и тот факт, что недавние события усилили разногласия между правительством в Дамаске и сирийскими друзами, в то время как в предыдущие месяцы команда Ахмеда Аш-Шараа активно стремилась вести диалог как минимум с частью групп внутри этой общины. Израилю, с точки зрения его интересов, важно укрепить свое влияние на сирийских друзов.

«СП»: Есть ли у Нетаньяху желание под шумок откусить себе еще кусок Сирии, помимо Голан?

– Как известно, на фоне свержения Башара Асада подразделения ЦАХАЛ и так продвинулись за пределы линии, определенной Соглашением о разделении сил между Израилем и Сирией от 1974 года.

Также не стоит забывать, что продвинувшись вглубь сирийской территории, израильские силы получают дополнительные возможности для контроля над водными ресурсами региона. Но какие именно территории в этой зоне Израиль сможет удержать за собой в долгосрочной перспективе, зависит в том числе и от того, насколько сильным в течение последующих лет будет правительство в Дамаске. И насколько важно будет для израильской стороны сотрудничество с ним с учетом других вызовов в регионе, с которыми будет сталкиваться Тель-Авив – включая задачи по сдерживанию Ирана.

«СП»: Израиль весьма жестко проехался по сирийскому режиму. Пойдут ли они на ликвидацию режима или только немного прижмут?

– Слишком сильное правительство в Дамаске стало бы источником рисков для Израиля. Но и избыточно слабое не выгодно тоже – ведь в нынешних условиях это создало бы новые возможности для работы в этой стране агентов влияния Ирана.

Учитывая, что Израиль в предыдущие месяцы явно рассматривал возможности договориться с Аш-Шараа, Тель-Авиву сейчас скорее выгоднее не свергать его, а заставлять с собой считаться, одновременно ища точки соприкосновения для противодействия влиянию Тегерана.

«СП»: Ранее Axios сообщил, что США попросили Израиль прекратить удары по сирийским военным на юге страны. Будет ли Израиль прислушиваться?

– Израиль в любом случае вряд ли хочет, чтобы острая фаза этого кризиса затягивалась. В том числе, в ситуации, когда ему может понадобиться в ближайшем будущем усиливать давление на Иран, а значит, не слишком связывать себе руки другими конфликтами.

Поэтому для Израиля идеальный выход – добиться уступок от Дамаска и, как минимум, на время взять передышку на сирийском направлении. Как известно, 16 июля 2025 года уже сообщалось о начале отвода Дамаском своих сил военных подразделений из Эс-Сувейды.

«СП»: А что скажут турки?

– МИД и парламент Турции уже выступили с заявлениями, осуждающими действия Израиля. Слишком серьезное ослабление позиций Аш-Шараа было бы невыгодно Турции даже по чисто экономическим причинам.

Скажем, по оценкам Bloomberg Economics, восстановление сирийской экономики может принести и Турции рост ВВП на 0,6% в год, причем около половины этого объема было бы получено, благодаря участию турецкого стройкомплекса в реализации проектов в Сирии, а еще половина – за счет наращивания турецкого экспорта в эту страну. Даже если такие прогнозы окажутся завышенными, выгода для Турции от сотрудничества с Аш-Шараа очевидна.

Впрочем, пока удары Израиля по сирийским объектам могут быть частично и на руку Анкаре. Еще недавно новое руководство Сирии чувствовало, как международная ситуация для него становится благоприятнее. Уже после решений Дональда Трампа по снятию американских санкций с Дамаска, вспомним, как совсем недавно спецпосланник президента США по Сирии, одновременно являющийся послом в Анкаре Томас Баррак поддержал один из основных тезисов команды Аш-Шараа по дальнейшему обустройству страны, заявив, что федерализм в Сирии не работает.

Однако нынешние удары со стороны Израиля вновь напоминают Аш-Шараа, что он уязвим, а значит у него появляется еще один мотив не слишком отдаляться от Турции.

В целом же Анкара в этой ситуации скорее всего ограничится резкими официальными заявлениями в адрес Израиля и давлением на него по непубличным каналам, чтобы тот скорее завершал удары по сирийским объектам.

«СП»: Какой исход этого противостояния был бы выгоден России? Или «желаем победы обеим командам»?

– России скорее выгодна ситуация, когда Аш-Шараа видит свою уязвимость, а также тот факт, что поддержка Турции и благоволение со стороны США, как минимум, не сразу помогают ему остановить израильские удары.

Правда, Москва, даже в случае дальнейшей активизации контактов Дамаска с Россией, с решением этой проблемы помочь ему сейчас вряд ли смогла бы. Поэтому нам здесь остается скорее просто наблюдать.

– Очевидно, что гражданская война в Сирии с падением Асада не закончилась, – говорит доктор политологии Университета Зальцбурга, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики Филологического факультета РУДН, эксперт РСМД Камран Гасанов.

– Вопросы прав и места национальных меньшинств открыт и не нашел решения спустя полгода.

Израиль, с одной стороны, пытается выступить защитником прав друзов, которые живут и в Израиле, добились там больших успехов в политике и армии. С другой, Израилю все же выгодна слабая Сирия. Буфер в лице друзов нужен, чтобы держать угрозу подальше от Израиля. Тема друзов может быть использована как предлог силового давления для подписания мира с Сирией на своих условиях с отказом Дамаска от Голан.

«СП»: Можно ли говорить о разрыве между Израилем и «властями» Сирии?

– Окончательного разрыва я не ожидаю. Израиль давит, чтобы показать Сирии, кто в регионе хозяин и на каких условиях будет подписан предполагаемый мир.

«СП»: А что другие ключевые игроки – Турция и Россия? Как они себя поведут?

– Турция уже один раз бодалась с Израилем в Сирии. ЦАХАЛ отбомбился по базам Турции, но Трамп заставил Нетаньяху пойти на деэскалацию. Турция не будет рисковать войной с Израилем ради друзов, Израиль же опасается столкновения с Турцией.

России выгодна стабилизация ситуации. Права алавитов, друзов и других меньшинств России не безразличны, но и терять только налаженные связи с Дамаском не хотелось бы. Вряд ли Россия будет здесь демонстрировать активную дипломатию, как например в 12-дневной войне…