Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Закулисные игры Востока: президент Ирана встретился с Алиевым и Эрдоганом. Какие выводы должна сделать Москва?

Если не ключевым, то важнейшим моментом встречи стал тот факт, что трехсторонний разговор проходил без переводчика. Это стало возможным благодаря тому, что азербайджанский и турецкий языки близки. Кроме того, сам Пезешкиан является этническим азербайджанцем, и для него на саммите не было никакого языкового барьера. То есть, можно сделать вывод о том, что лидеры трех стран могли спокойно обсуждать вопросы исключительной важности и конфиденциальности.

Основная цель Баку и Анкары, как предполагается, заключалась в том, чтобы склонить Тегеран к отказу от поддержки Армении и, что более существенно, добиться согласия на реализацию проекта Зангезурского транспортного коридора. Напомним, что этот маршрут задуман как связующее звено между Каспийским морем, Турцией и Европой. Однако есть одно «но»: его строительство фактически отрежет Иран от прямого сухопутного доступа на Закавказье, что категорически противоречит иранским стратегическим интересам.

Эксперты не исключают, что в обмен, иранской стороне могут пообещать некие гарантии невмешательства во внутренние дела Ирана. Или, например, отказаться от содействия силам, которые спят и видят как сменить режима в республике.

Фото: Iranian Presidency Office, Источник: president.ir   Есть еще одно откровенное (а для кого-то и провокационное) противоречие: Азербайджан активно развивает сотрудничество с Израилем, а вот Турция, напротив, демонстративно выступает с антиизраильской риторикой. Аналитики считают, что эту турецкую позицию можно назвать «пустой», особенно учитывая тот факт, что действия Анкары, например, в Сирии, косвенно ослабили позиции Ирана и Катара – а это, как несложно догадаться, только сыграло на руку Израилю.

Тем не менее, даже в условиях внешнего давления и ослабления после недавних инцидентов, Иран, как отмечают эксперты, не пойдет на всепоглощающее сотрудничество с Западом. В Тегеране отчетливо осознают (и это не раз доказывали определенные события), что Запад и Израиль не прекратят свою враждебную деятельность в долгосрочной перспективе. Поэтому стратегически более выгодным Иран видит именно партнерство с Россией.

Возвращаясь ко встрече в Ханкенди, то, вероятно, ее целью было выяснить дальнейшие намерения и действия Тегерана в Закавказье. И вот что отметили особенно внимательные: низкий уровень чиновников, которые провожали Пезешкиана, косвенно подтверждает, что, с большой долей вероятности Баку и Анкара не добились от Ирана никаких обещаний.

Фото: trpresidency, источник: rbc.ru

 

Одним из инструментов давления, который мог обсуждаться, является возможность создания в Азербайджане крупной военной базы НАТО. Подобный шаг, как ранее провокационно заявлял Баку, якобы направлен на сдерживание России (на фоне событий на Украине). Однако на самом деле в первую очередь эта база станет прямой угрозой для Ирана, и уже в перспективе – для самой России. Функционал такой базы, понятно дело, весьма обширен: в частности, ее можно было бы использовать для дозаправки и оснащения самолетов НАТО или Израиля для проведения операций в регионе.

В этом плане уже вполне очевидным стал тот факт, что отношения Азербайджана с Россией явно ухудшаются, даже несмотря на значительные экономические связи. Баку, возможно, решил расширить свои амбиции относительно своих политических притязаний, связанных, в частности, с переделом сфер влияния на Кавказе и в отношении Ирана. Бесспорно, большинство политологов считают эти намерения серьезной ошибкой.

Фото: Iranian Presidency Office apaim, источник: azertag.az

 

Об ухудшении отношений говорит и тот факт, что были приостановлены (или ослаблены) ряд переговоров по ряду крупных проектов с Москвой. Возможно, что в том числе и о проекте международного транспортного коридора «Север – Юг», который по проекту проходит через Азербайджан, соединяя Россию с Ираном и Индией (важным партнером Армении).

Однако, противникам России и Ирана не стоит забывать, что у этих двух стран есть возможности для ответных действий. Средства, предназначенные для сухопутного коридора, могут быть направлены на развитие паромного сообщения через Каспий, работу которого Москва и Тегеран вполне способны обеспечить, в том числе и принудительными мерами.

Какой Москве стоит сделать вывод? А такой, что Азербайджан, по сути, фактически бесповоротно сделал свой геополитический выбор, определив своих союзников и оппонентов. Поэтому необходимо, как считают многие аналитики, занять более сильную позицию, а не заявлять о сохранении «стратегического союзничества» с Баку или о том, что Азербайджан стал «жертвой внешних сил».