Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Нетаньяху не готов жертвовать обороноспособностью Израиля в интересах Киева

Существует ли взаимосвязь между внезапным появлением на публике Верховного лидера Ирана Али Хаменеи и не менее неожиданным для многих европейских политиков и американских чиновников решением министра обороны США Пита Хегсета приостановить часть военных поставок Украине, в том числе ранее обещанных ракет для комплексов "Пэтриот"? А между тем у этих двух политических событий есть общие причины.

Для широкой публики глава американского оборонного ведомства назвал свои действия заботой об интересах собственной страны, но неназванный представитель Белого дома, которого цитирует британская "Гардиан", был чуть более конкретен. Он объяснил принятое решение обзором интересов США "в связи с поддержкой и помощью Пентагона другим странам по всему миру". После "снарядоемкой" войны между Израилем и Ираном оказалось, что накопленные Тель-Авивом запасы вооружений истощились, а военное ведомство США было вынуждено констатировать, что не в состоянии их быстро пополнить. Вот и пришлось г-ну Хегсету залезать в "карман" Украины, чтобы отправить на Ближний Восток хотя бы часть дефицитных боеприпасов: cитуация в регионе нестабильная и исключать импульсивного возобновления конфликта невозможно. Но если помощь Израилю относится, с точки зрения американской администрации, к национальным интересам США, то снабжение токсичного Зеленского - напрямую или через европейские прокладки в виде немецкого канцлера Фридриха Мерца - скорее всего будет осуществляться по остаточному принципу. Не приоритет.

Решение Верховного лидера Ирана принять участие в ежегодной шиитской церемонии Ашура в окружении Хаменеи было признано безопасным, в том числе с учетом неготовности Израиля в краткосрочной перспективе к новым масштабным действиям. Президент Дональд Трамп объявил о надеждах на следующей неделе добиться соглашения о прекращении огня в секторе Газа. Ожидается, что заключительные штрихи к мирному плану будут добавлены в ходе начавшегося визита премьера Израиля Биньямина Нетаньяху в Вашингтон. Посол Израиля в ООН Дэнни Данон назвал эту поездку главы правительства очень важной, анонсировав соглашения с соседними с Израилем арабскими странами. Переключившись на мирную сделку с движением ХАМАС, Трамп и Нетаньяху тем самым косвенно дали гарантии безопасности Ирану, которые позволили верховному лидеру Исламской Республики появиться на публике, чтобы ободрить соратников. "Все сразу же включили телефоны и начали скандировать "Бог велик". Вся атмосфера изменилась, посреди скорби мы улыбались и смеялись", - рассказал газете "Нью-Йорк таймс" о произошедшем один из участников церемонии Ашура.

В 1981 году тогдашний премьер Израиля Менахем Бегин сформулировал принцип, который в дальнейшем лег в основу внешней политики еврейского государства. Он призвал израильтян "никогда не останавливаться, чтобы задуматься о том, что подумает или скажет мир". Потому что, по словам Бегина, "миру не обязательно нравится воюющий еврей, но миру придется с ним считаться". Если судить по опросу Pew Research Center, проведенному в 24 странах, в 20 из них более половины людей заявили о негативном отношении к Израилю, а в 8 странах - более 75 процентов опрошенных придерживались этой точки зрения. Последний проведенный в США опрос Gallup показал, что только 46 процентов американцев поддерживают Израиль - показатель самый низкий с тех пор, как компания стала задавать этот вопрос четверть века назад.

Как повлияют результаты опросов на внешнеполитический курс Тель-Авива? Никак. По мнению газеты "Вашингтон пост", удары США лишь ужесточили настроения в Тегеране. На условиях анонимности сразу трое европейских чиновников сказали изданию, что теперь лидеры Ирана могут посчитать лучшим сдерживающим США фактором развитие технического потенциала необходимого для создания ядерной бомбы.

На прошедшей неделе министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи в интервью CBS News выразил сомнения, что американо-иранские консультации возобновятся быстро. По его словам, Исламской Республике нужны гарантии, что США не нанесут новых ударов по время переговоров. Замечание справедливое, если вспомнить, что атака США на Иран произошла на следующий день после встречи европейских чиновников с Арагчи в Женеве, где обсуждалась "ядерная сделка".

Рассуждения иранской стороны о том, что "двери дипломатии никогда не захлопнутся", не позволяют судить о перспективах реалистичного диалога между Вашингтоном и Тегераном в будущем. Слова Трампа о том, что он "ничего не предлагает Ирану" и "даже не разговаривает с ним", поскольку США полностью уничтожили иранские ядерные объекты, вряд ли можно отнести к образцам дипломатии. Возникшую в диалоге с Белым домом паузу Исламская Республика использовала для приостановки сотрудничества с МАГАТЭ и отправкой восвояси инспекторов организации, которые уже покинули иранскую территорию. Впрочем, по мнению европейских экспертов, принятые Ираном в отношении МАГАТЭ решения могут носить тактический характер и быть попыткой получить рычаг влияния на будущих переговорах. Но это лишь одна из версий.

Какой бы логикой ни руководствовались в Исламской Республике, ликвидация института инспекторов МАГАТЭ в стране усиливает позиции Израиля, который получил возможность публично озвучивать информацию о состоянии иранской ядерной программы исключительно на основании выводов своей разведки, без какой бы то ни было независимой проверки достоверности этих сведений на местах. Такой подход делает неизбежной новую эскалацию в отношениях с Ираном, как только в Тель-Авиве сочтут, что достаточно подготовлены к следующему этапу конфликта. Решение министра обороны США урезать запросы Украины в интересах других получателей дефицитного оружия - Тайваня и, разумеется, Израиля определяется не столько личной антипатией главы ведомства к Зеленскому - хотя, конечно, не без этого, сколько прогнозами компетентных американских служб по "горячим точкам".

В разговоре с Зеленским президент США дал обещание изучить и в чем-то пересмотреть принятое по вооружениям решение Пентагона, но следует учитывать, что последнее слово в этом вопросе все же останется за приехавшим в Вашингтон премьером Израиля. Он, в отличие от Зеленского, имеет более регулярный и прямой доступ к "ушам Трампа". И Биньямин Нетаньяху вряд ли согласится пожертвовать обороноспособностью своего государства в интересах Киева. Тут, что называется, к гадалке не ходи…