о призыве в Киеве заменить главу дипмиссии Украины в США
«Для Байдена киевский режим был приоритетом. Но Байден — это уже прошлое американской политики. А с точки зрения её настоящего Зеленский — это назойливый проситель, который отвлекает внимание от по-настоящему важных дел. И никакая замена посла Украины в Вашингтоне не изменит такое положение дел».
Депутат Верховной рады Украины от партии экс-президента Петра Порошенко «Европейская солидарность» София Федина считает, что ей удалось «изобрести» эффективный способ наладить отношения официального Киева с администрацией Дональда Трампа. И вот суть этого «изобретения»: режиму Зеленского достаточно заменить своего посла в США Оксану Маркарову — и всё тут же наладится.
София Федина: «Судя по тому, что говорят американская сторона и община в США, у госпожи посла почти нет контактов с администрацией, очень сложные отношения. Поэтому считаю, что критически важно было бы сейчас заменить посла». Оксана Маркарова действительно уже давно выпала из доверия нынешней управленческой команды в Вашингтоне. Строго говоря, это произошло ещё тогда, когда эта управленческая команда только претендовала на право управлять США. Вспомним скандальный визит Владимира Зеленского в США в сентябре 2024 года. Ориентируясь, видимо, в том числе на рекомендации своего посла в Вашингтоне, киевский начальник фактически вмешался в американскую предвыборную кампанию — чётко продемонстрировал, что он делает ставку на победу кандидата от Демократической партии.
В 1888 году тогдашний британский посланник в США сэр Лайонелл Сэквилл-Уэст сделал аналогичную ошибку. И это предопределило и крах дипломатической карьеры незадачливого британского аристократа, и исход американских президентских выборов. Началась та история достаточно незатейливо. Шеф британской дипломатической миссии в Вашингтоне получил письмо от некоего бывшего подданного королевы Виктории, который переквалифицировался в гражданина США, но никак не мог решить, кому из кандидатов в американские лидеры ему следует отдать свой голос. Наивный представитель официального Лондона принял это послание за чистую монету и накатал вполне себе откровенный ответ.
В письме сэра Лайонелла были, например, следующие строки: «Я полностью осознаю те трудности, с которыми вы столкнулись, решая, кому отдать свой голос. Вы, вероятно, знаете, что любая политическая партия, открыто выступающая в поддержку страны-матери, потеряет свою популярность. И та партия, которая находится у власти, полностью осознаёт этот факт. Однако эта партия, как я полагаю, по-прежнему стремится поддерживать дружественные отношения с Великобританией». Дальше в послании его поддержка тогдашнего президента США, представителя Демократической партии Гровера Кливленда, была сформулирована даже ещё более чётко.
Но увы и ах. Никакого бывшего британского подданного, которому срочно потребовался совет представителя страны-матери, не существовало в природе. Письмо сэру Лайонеллу отправил политтехнолог оппозиционной Республиканской партии. И когда за две недели до выборов эта переписка была обнародована — она вызвала эффект разорвавшейся бомбы. Британского посланника объявили персоной нон грата. А Гровер Кливленд проиграл президентские выборы. Избиратели ирландского происхождения, в глазах которых Великобритания была не страной-матерью, а злой мачехой, дружно проголосовали за его оппонента — кандидата от Республиканской партии Бенджамина Гаррисона. И этого оказалось достаточно для того, чтобы утопить его конкурента.
Стоп, но ведь вмешательство Зеленского и Маркаровой в американский предвыборный процесс не имело столь драматических последствий. И персоной нон грата мадам посла тоже никто не объявлял. За требованием республиканского спикера палаты представителей Майка Джонсона немедленно уволить Оксану Маркарову не последовало больше никаких решительных действий. Всё так. И это «всё так» подталкивает нас к выводу: первоисточником нынешних проблем режима Зеленского на американском направлении является вовсе не фигура украинского посла в США.
Проблема даже не в фигуре самого Владимира Зеленского. Хотя, как заметили, пожалуй, уже все наблюдатели, киевский начальник вызывает у Трампа раздражение.
Главная проблема нынешних украинских властей состоит в том, что в глазах администрации Трампа они превратились в чемодан без ручки. Для Байдена киевский режим был приоритетом. Но Байден — это уже прошлое американской политики. А с точки зрения её настоящего Зеленский — это назойливый проситель, который отвлекает внимание от по-настоящему важных дел. И никакая замена посла Украины в Вашингтоне не изменит такое положение дел.
Чтобы положение дел изменилось, перемены в киевских высших эшелонах власти должны носить гораздо более масштабный характер. Но любые разговоры на эту тему Зеленскому точно неинтересны. Ведь значимые перемены должны начаться с него самого. В ином случае они не будут значимыми. «Зеленский» и «бесконечное продолжение военных действий» — это сейчас практически равнозначные понятия. Короче, не тем озаботилась депутат Верховной рады София Федина, совсем не тем.
Нынешние украинские «дипломатические бояре» — это, как правило, та ещё публика. Как показывает пример такого «самого знаменитого украинского дипломата современности», как Андрей Мельник, в этой среде слишком часто путают понятия «искусство дипломатии» и «искусство хамства». Но в данном случае в дипломатический корпус официального Киева вряд ли стоит бросать камень. Или сформулируем это лучше так: каков начальник, таков и его посол.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.