Что известно о конфликте между Демократической Республикой Конго и Руандой
27 июня в Вашингтоне Демократическая Республика Конго (ДРК) и Руанда подписали мирное соглашение, выработанное при посредничестве США и Катара. Конфликт между двумя соседними африканскими государствами имеет затяжной характер и связан с деятельностью в восточных провинциях ДРК повстанческих группировок, в поддержке которых власти страны обвиняют Руанду. В январе 2025 года активизация наступления группировки "Движение 23 марта" (М23) на востоке ДРК привела к разрыву дипломатических отношений между двумя странами.
Редакция ТАСС подготовила материал об истории и ходе этого конфликта.
Восточные провинции ДРК
В центре конфликта - восточные провинции Демократической Республики Конго - Северное Киву, Южное Киву и Итури. Их общая площадь около 200 кв. км, или 9% территории страны. Там проживает около 18 млн человек (населения ДРК - 102,3 млн), до полумиллиона из которых являются беженцами из соседних государств, в том числе из Руанды. Регион богат полезными ископаемыми, в частности кобальтом и колтаном (используются в производстве электронной техники и имеют ключевое значение для мировых высокотехнологичных индустрий; на ДРК приходится 70% мировой добычи кобальта и 80% добычи колтана). На востоке страны их добыча ведется по большей части нелегально, экспорт осуществляется через соседние страны, в том числе через Руанду, поступления от импорта минуют казну. Поэтому вопрос контроля над восточными провинциями является ключевым для правительства ДРК.
Предыстория отношений ДРК с соседней Руандой
Отношения между Демократической Республикой Конго (в 1971-1997 - Республика Заир) и Республикой Руанда, имеющими общую границу протяженностью 221 км, осложнились еще в 1990-1994 на фоне гражданской войны в Руанде. Тогда против руандийской армии, в которой доминировали представители этнической группы хуту, выступали повстанцы из Руандийского патриотического фронта (РПФ), большую часть которого составляли тутси. Кульминацией войны стал геноцид тутси, развязанный экстремистскими силами хуту, когда в течение 100 дней, с апреля по июль 1994 года, было убито около 1 млн человек. Массовые убийства прекратились после победы в гражданской войне РПФ во главе с Полем Кагаме (президент с 2000 года).
В ходе войны в Руанде сперва значительное число тутси, потом не менее 2 млн опасавшихся возмездия хуту бежали за пределы страны, в том числе в ДРК, где массовое скопление беженцев спровоцировало гуманитарную катастрофу и дестабилизировало внутриполитическую ситуацию. Помимо беженцев, в конфликт оказались втянуты конголезские хуту и тутси (местное название тутси - баньямуленге), проживающие в приграничных с Руандой восточных провинциях.
Конголезские войны (1996-2003) и роль Руанды
В 1996-1997 конголезские тутси приняли активное участие в борьбе группировок под руководством Лорана-Дезире Кабилы против диктатора Мобуту Сесе Секо (правил с 1965 года). Последний оказывал поддержку иммигрировавшим в Заир боевикам-хуту в подготовке нападений на Руанду. В результате режим Мобуту пал.
В августе 1998 года офицеры-баньямуленге подняли мятеж уже против Кабилы (он попытался отстранить бывших союзников от власти и расформировать подразделения национальной армии, укомплектованные "лицами неконголезского происхождения"). Мятеж перерос во Вторую конголезскую войну с участием множества повстанческих группировок и нескольких африканских государств. Руанда, Уганда и Бурунди поддержали повстанцев, тогда как Кабиле помогали Зимбабве, Ангола, Чад, Намибия и Судан. Война унесла жизни свыше 4 млн человек. Соглашение о прекращении боевых действий было достигнуто в апреле 2003 года. Несколько повстанческих группировок были преобразованы в политические партии, другие продолжили свою деятельность на востоке ДРК.
"Движение 23 марта"
В апреле 2012 года в Киву подняла мятеж группировка "Движения 23 марта" (M23). Эта структура, в состав которой вошли по большей части бывшие солдаты конголезской армии - баньямуленге, обвинила правительство в невыполнении ранее достигнутых соглашений об интеграции боевиков в армию страны и защите этнических меньшинств. Мятежников вновь поддержали правительства Руанды и Уганды. С июля 2012 года по ноябрь 2013 года движение контролировало ряд районов в провинции Северное Киву, в том числе в течение двух недель - административный центр провинции г. Гому. В декабре 2013 года при посредничестве Кении было подписано мирное соглашение, согласно которому в обмен на амнистию повстанцы обязывались сложить оружие и легализоваться в качестве политической партии.
В январе 2021 года М23 вновь начала боевые действия против правительственных войск. В 2021-2024 гг. повстанцам удалось занять ряд крупных городов и более 100 поселков. 27 января 2025 года они объявили о захвате Гомы, а 16 февраля заняли столицу Южного Киву город Букаву. В интервью агентству Reuters представители боевиков заявляли, что планируют захват власти не только в восточных провинциях, но и в целом в стране. На этот момент численность группировки оценивалась в 8 тыс. человек.
Взаимные обвинения ДРК и Руанды, разрыв дипотношений
Правительство ДРК обвиняет в поддержке боевиков М23 соседнюю Руанду. В июле 2022 г. аналогичные выводы были приведены в докладе экспертов ООН. По их оценкам, в конфликте на стороне М23 участвовали от 3 до 4 тыс. руандийских военнослужащих (в феврале 2025 г. агентство Reuters на основании данных экспертов приводило цифры уже от 7 до 12 тыс.). Власти ДРК заявляют, что Руанда использует подконтрольную им группировку для захвата и разработки минеральных богатств ДРК, в частности редкоземельных металлов.
Власти Руанды, в свою очередь, выдвигают претензии ДРК в политической и гражданской дискриминации проживающих на ее территории тутси и утверждают, что хуту в ДРК вошли в союз с правительством и угрожают тутси. Помимо этого, они обвиняют ДРК в помощи группировке "Демократические силы освобождения Руанды" (FDLR), созданной в 2000 году этническими хуту и совершающей рейды с конголезской территории вглубь Руанды.
25 января 2025 года ДРК приняла решение разорвать отношения с Руандой, назвав военную поддержку повстанцев со стороны соседнего государства "необъявленной войной".
Попытки урегулирования конфликта
В 2022-2024 гг. ряд стран и организаций региона предпринимали усилия по урегулированию ситуации в ДРК. Так, в июне 2022 года было принято решение о направлении на восток страны миротворческого контингента Восточноафриканского сообщества (ВАС, выведен в январе 2024 г.). С ноября 2023 года по март 2025 года в регионе был развернут контингент Сообщества развития Юга Африки (САДК). С 2010 года в стране действует Миссия ООН по стабилизации в ДРК (МООНДРК). Несмотря на начатый в 2024 году поэтапный вывод, в настоящее время в ДРК остаются около 11 тыс. миротворцев ООН.
С 2021 года при посредничестве ВАС предпринимались усилия (Найробийский процесс, по названию столицы Кении) по организации политического диалога, в который были бы вовлечены различные политические силы, вооруженные группировки, гражданское общество и региональные партнеры ДРК. С 2022 года по март 2025 года посредничество в переговорах между ДРК и Руандой оказывал президент Анголы Жоау Лоуренсу при поддержке ООН и Африканского союза (Луандийский процесс). Однако ход переговоров затруднялся неприемлемыми для ДРК требования руандийцев о начале прямого диалога между властями страны и повстанцами. В марте-апреле 2025 года по решению региональных структур оба посреднических процесса были объединены в один, а официальным медиатором от Африканского союза назначен президент Того Фор Гнассингбе.
Кроме того, к посредническим усилиям подключился Катар. 18 марта в Дохе состоялись переговоры президентов ДРК и Руанды Феликса Чисекеди и Поля Кагаме. А в апреле эмиру Катара Тамиму бен Хамаду Аль Тани удалось организовать первую прямую встречу делегаций правительства ДРК и М23.
Участие США, подготовка мирного соглашения
В феврале 2025 года президент ДРК Феликс Чисекеди обратился к США, предложив им, а также Европейскому союзу доступ к богатым природным ресурсам его страны в обмен на поддержку в противостоянии с Руандой. По данным СМИ, предложение заинтересовало администрацию президента Дональда Трампа. Между Киншасой и Вашингтоном были начаты переговоры.
26 апреля 2025 года главы МИД ДРК и Руанды подписали в Вашингтоне декларацию о принципах мирного соглашения, а 5 мая представили его текст. Документ, разработанный при участии США и Катара, включает положения об уважении территориальной целостности и запрете военных действий, разоружении и интеграции негосударственных вооруженных групп, а также о создании совместного механизма для координации вопросов безопасности. Кроме того, Киншаса и Кигали договорились содействовать возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц и открыть гуманитарный доступ для оказания помощи нуждающемуся населению. Соглашение вступило в силу немедленно с подписанием его сторонами.