Валерий Выжутович - о постановке на учет детей-иностранцев

Три профильных комитета Госдумы - по делам семьи, развитию гражданского общества и делам СНГ - поддержали законопроект, направленный на усиление межведомственного взаимодействия в сфере миграционного контроля.

Валерий Выжутович - о постановке на учет детей-иностранцев
© Российская Газета

Законопроект предписывает органам миграционного учета сообщать региональным и муниципальным образовательным ведомствам о регистрации детей мигрантов и о постановке их на учет по месту пребывания, а также о снятии их с учета и прекращении регистрации. Органы управления образованием, в свою очередь, должны передавать полиции результаты тестирования несовершеннолетних на знание русского языка, а также информацию о приеме таких детей в школы и колледжи и об их отчислении. Данные будут передаваться с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Предполагается, что такие меры позволят более точно отслеживать статус пребывания детей мигрантов и их включенность в образовательный процесс. Законопроект был подготовлен во исполнение октябрьских поручений президента по вопросам совершенствования миграционной политики. Его цель - "выявление данной категории детей мигрантов для их последующей адаптации и интеграции в российское общество". Кроме того, как пояснил первый заместитель главы думского комитета по делам СНГ Константин Затулин, инициатива связана с прошлогодними поправками к закону "Об образовании". Они запрещают принимать в школы детей, которые находятся в стране нелегально и не прошли тестирование по русскому языку. "Законопроект отражает желание МВД и минпросвещения быть в полной мере информированными. Чтобы в школы не попадали дети, которые не имеют права у нас учиться, поскольку их семьи находятся в России незаконно", - сказал Константин Затулин. Обмен данными о детях-иностранцах между МВД и минпросвещения может начаться уже 1 сентября.

Постановка на учет детей-иностранцев пополнит ряд ужесточающих мер в отношение мигрантов. Одним из последних таких ужесточений было создание реестра контролируемых лиц. Он представляет собой список иностранцев и лиц без гражданства, чьи законные основания для пребывания в РФ прекращены. В него попадают, например, иностранцы, у которых истек срок временного пребывания, те, кому ранее запретили въезд в страну, а также лица, совершившие преступление. С 5 февраля 2025 года к иностранным гражданам, которые находятся в России незаконно, применяется режим высылки. Он предусматривает ограничение отдельных прав и свобод, а также меры государственного контроля. Например, закон запрещает российским чиновникам регистрировать на этих людей юрлица и ИП; на территории России таким иностранцам нельзя заключать брак, приобретать и регистрировать имущество, открывать банковские счета и менять водительские права. Для юридических лиц, которые трудоустраивают таких мигрантов или оказывают им запрещенные услуги, закон предусматривает штрафы до 500 тысяч рублей. Подлежащие высылке иностранцы включаются в реестр контролируемых лиц до депортации или самостоятельного выезда из РФ либо до устранения нарушений правового положения.

Органы миграционного учета будут обязаны сообщать ведомствам о регистрации детей мигрантов

По данным МВД, в России находятся почти 6,2 миллиона иностранных граждан, из них 739 тысяч - нелегально. В первую тройку по числу пребывающих здесь граждан входят Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.

Незаконное нахождение иностранцев на территории России теперь может быть признано отягчающим обстоятельством при совершении ими административных нарушений. Соответствующий законопроект уже одобрен правительством.

Вместе с тем правительственная комиссия по законопроектной деятельности утвердила отрицательные отзывы на два законопроекта депутата Ярослава Нилова (ЛДПР), касающихся ограничения прав мигрантов. В первом из них предлагалось лишить иностранцев права участвовать в выборах всех уровней, в том числе в органы местного самоуправления. Действующее законодательство запрещает иностранным гражданам избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы власти, а также участвовать в общероссийском референдуме, но при условии постоянного проживания в РФ они могут голосовать на муниципальных выборах и местных референдумах. Другой проект содержал предложение сделать детские сады и школы для иностранных граждан платными. Этот проект также был отклонен: правительственная комиссия напомнила, что в конце 2024 года был принят закон об обязательном тестировании на знание русского языка для детей иностранцев при их приеме в российские школы и детсады.

Безболезненных способов направить миграционные потоки в контролируемое русло не существует

Говоря о миграции, не стоит сводить дело только к трудовым мигрантам. В Россию приезжают студенты, ученые, туристы, спортсмены. В основном с краткосрочными целями. "Я не стал бы использовать термин "ужесточение". "Это, скорее, либо оптимизация, либо совершенствование системы управления трудовой миграцией", - говорит профессор Государственного университета управления, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Волох. - Например, предполагается создать реестр, в котором будет в электронном виде собираться информация обо всех работодателях, которые привлекали, привлекают, планируют привлекать иностранных работников".

Существуют различные методы регулирования миграции - политические, административные, экономические, социальные, информационно-психологические. Безболезненных способов направить миграционные потоки в контролируемое русло не существует. Вопрос лишь в том, как соотносятся издержки, связанные с регулированием миграции, с возможными приобретениями.