Казус Джукановича: противостояние армянских властей с Апостольской церковью напомнило черногорское фиаско

На происходящее в Армении, а именно аресты высокопоставленных представителей Армянской апостольской церкви (ААЦ) и ее защитников, без боли смотреть невозможно. Любая конфронтация с религиозными структурами не может не иметь далеко идущие печальные последствия. СК Армении отчитался об аресте архиепископа Баграта Галстаняна, лидера оппозиционного движения «Священная борьба». Вместе с ним суммарно было арестовано ещё 15 человек. Их всех обвиняют в «захвате власти». Но это не кажется случайностью, ведь активное движение в сторону широкомасштабных арестов началось с бизнесмена Самвела Карапетяна, который открыто выступал в поддержку ААЦ. Армянским властям в этом контексте полезно было бы вспомнить пример экс-президента Черногории Мило Джукановича, который противостоянием с церковью обрушил 30-летнее правление своей партии.

Казус Джукановича: противостояние армянских властей с Апостольской церковью напомнило черногорское фиаско
© Московский Комсомолец

Условно (именно условно, поскольку трения происходят с мая) можно говорить о том, что в полный рост противостояние между действующими армянскими властями во главе с премьером страны Николом Пашиняном и Армянской апостольской церковью началось 18 июня – день ареста главы группы компаний «Ташир», миллиардера Самвела Карапетяна. Его задержание произошло на основании его публичных высказываний в поддержку представителей Армянской апостольской церкви. В последнее время Пашинян очень активно критикует ААЦ. Нередко – крайне жестко.

Так, например, на днях в своём Telegram-канале Никол Пашинян пригласил главу ААЦ Гарегина II к себе для демонстрации своего детородного органа. Чтобы Католикос всех армян сам убедился, что Пашинян не обрезан.

Армянский премьер оправдывает свою агрессивную позицию тем, что в Армянской церкви якобы складывается система наследования имущества и должностей, что противоречит канонам. На деле же, если копнуть чуть глубже, главный камень преткновения все же – разные взгляды на Нагорно-Карабахскую проблему. Это проявляется более видимо в событиях, которые стали происходить уже после ареста Карапетяна.

Никол Пашинян заявил, что сотрудники службы безопасности предотвратили попытку государственного переворота с участием одного из ведущих священнослужителей ААЦ. Им оказался архиепископ ААЦ, глава Тавушской епархии Баграт (Галстанян). Срок его ареста – 2 месяца.

Баграт Галстанян, для понимания, является лидером оппозиционного движения «Священная борьба». В 2024 году именно он стал лидером протестов в Тавушской области против территориальных уступок Азербайджану. Эти демонстрации прошли под эгидой движения «Тавуш во имя Родины».

В мае 2024 года архиепископ Баграт потребовал отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна. В том же году армянская оппозиция выдвинула архиепископа на пост премьер-министра, его кандидатуру утвердили после консультаций с представителями политических партий, госструктур, научных и культурных кругов, а также с бизнесменами и юристами.

Кстати, к отставке Пашиняна также призывал и Католикос Гарегин II. И тоже после того, как Армения проиграла Вторую карабахскую войну в 2020 году.

Вместе с Галстаняном были арестованы ещё 15 человек. По словам СК Армении, они якобы «приобрели средства и инструменты, необходимые для совершения террористического акта и захвата власти».

Оказались взяты под стражу депутат Национального собрания Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха) Давид Галстян, помощник архиепископа Баграта Мовсес Шарбатян. Имена некоторых не называются.

В сообщении СК говорится, что группировка набрала около 1000 человек, в основном бывших солдат и полицейских, и разделила их на ударные группы, поставив каждой задачу дестабилизировать страну путём блокирования дорог, подстрекательства к насилию или блокирования интернета.

Сообщалось, что в домах Галстаняна и около 30 его сообщников проводятся обыски. Комитет также опубликовал аудиозаписи, якобы раскрывающие, как Галстанян и другие обсуждают планы предполагаемого государственного переворота.

На все эти события Пашинян отреагировал не только предложением похвастаться своим мужским достоинством. Отчёт армянского Следственного комитета он прокомментировал так: «Сотрудники правоохранительных органов предотвратили масштабный и зловещий замысел «криминально-олигархического духовенства» по дестабилизации обстановки в Республике Армения и захвату власти».

Депутат парламента Гарник Даниелян, близкий к Галстаняну, заявил, что рейды являются «действиями диктаторского режима», а обвинения против архиепископа сфабрикованы.

Ясно, что этот конфликт разделяет страну и подталкивает её к опасной черте, где велик риск пройти точку невозврата. Столкновение политической верхушки и религиозных организаций государства – это путь к неизбежному краху. Конечно, в том случае, если не удастся притушить противостояние на его взлёте. Пример того, чем может обернуться такая ситуация, можно найти на Балканском полуострове. А именно в Черногории.

В конце декабря 2019 года (и вплоть до лета 2020 года) в этой балканской стране вспыхнули протесты против спорного закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Демонстранты утверждали, что закон фактически лишал Сербскую православную церковь права собственности на церковные здания и иное недвижимое имущество, возведённое до 1918 года.

Тогдашние протесты возглавляла оппозиционная коалиция Демократический фронт, которая противостояла правящей Демократической партии социалистов (ДПС) во главе с тогдашним президентом Черногории Мило Джукановичем.

Присоединилась к акциям протеста и церковь во главе с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием Радовичем. Эта часть протестующих демонстрировала свою однозначную позицию молитвенными стояниями и шествиями.

Обходя многие подробности событий того времени, протесты положили конец 30-летнему периоду правления ДПС. Это было первое в недолгой истории страны поражение правящей коалиции.

Можно возразить, что армянский и черногорский «кейсы» не идентичны. Несомненно. Но здесь важны детали: противостояние власти с церковью и имевшие место аресты священнослужителей.

Сложно предсказать, куда вывезет раскол между Пашиняном и ААЦ, но вот приведенный нами один лишь пример рисует не вполне радужную картину для правящих сил в Армении.