Сейчас расшатывается Иран, делается это Западом сознательно и намеренно. Целей у американцев, в частности несколько. Понятно, что смена режима может привести к «дружественному» режиму и заходу на иранский рынок западных нефтедобывающих корпораций с их СРП (соглашения о разделе продукции).
Однако не только жажда дешёвых энергоносителей заставила Трампа и Ко вступить в войну на стороне Израиля. История с ударами по Ирану имеет отдалёнными целями Россию и Китай. Как выглядит эта стратегия?
Как отметил автор ТГ-канала «Русский инженер» Алексей Васильев, КНР сделала в своё время опрометчивый шаг. Реализуя свою стратегию «Один пояс – один путь», они провели железнодорожную магистраль для переброски грузов с запада Китая в Иран и Европу через страны Средней Азии, а не через Россию и Казахстан.
«Волчья» стратегия США может взорвать всю Евразию
Элементарно, участок железнодорожной магистрали через север Ирана просто может быть разбомблен Израилем или США. А это значит, что КНР придётся поставить крест на новом «Великом шёлковом пути».
Стоит помнить и следующее. Коллективный Запад наращивает своё влияние в странах среднеазиатского региона. Фонды-шмонды, посланники Британий и Америк не оставляют своим вниманием это замечательный (без иронии) и геостратегический «массив». По завету Ницше они всегда готовы подтолкнуть любые затевающиеся здесь конфликты.
В Киргизии, например, есть давние традиции синофобии – неприязни к Китаю и китайцам.
«В народном эпосе про героя Манаса, Китай выставлен как могущественное и зловещее государство, враждебное киргизам. Китайцы в этом эпосе вытесняют киргизов с их земель, после этого народ Киргизии ведёт с ними долги войны за независимость», - напоминает китаевед и бывший член правительства среднеазиатской республики Муратбек Иманалиев.
Кыргызстан регулярно сотрясают протесты и вооруженные инциденты. Каждый из них может стать «опрокидывающим» для режима
На бытовую синофобию, исторически присущую многим киргизам, может наложиться и «подзуживание» прозападных сил. Раздуют тему отданных Киргизией земель Китаю и прочих исторических и современных обид: миграция китайцев есть и в Средней Азии. Это один фактор риска.
Другой неприятный процесс в регионе, который может ударить по Китаю, Ирану и России – недобрые отношения Кыргызстана и Таджикистана. В Киргизии боятся Таджикистана по ряду причин.
Эмомали Рахмон в части страны установил, по сути, диктаторскую власть. По его руководством Таджикистан не раз устраивал пограничные конфликты на спорных с Киргизией территориях.
Озеро Каракуль и горные степи Бадахшана. Пока всё спокойно
С другой стороны, есть проблемный Горный Бадахшан – автономия на востоке страны, де-факто неподконтрольная Душанбе. Если «рванёт» Иран, и там обоснуются исламисты-салафиты, это может перекинуться и на Бадахшан.
Это значит – война. Которая может захватить Киргизию. В ней тоже хватает симпатизирующих исламистам. Такой вот пренеприятнейший расклад, который ещё более актуализировался после «влезания» США в войну с Ираном.
Если исламисты-радикалы захватят власть хоть в одной из стран Средней Азии, то это приведёт к цепной реакции: могут рухнуть светские режимы и в других. В Таджикистане все устали от власти Эмомали Рахмона, который у власти уже 30 лет.
«Наверняка исламисты пообещают кланам, отодвинутым от власти, возвращение на руководящие роли в Таджикистане», - уверен другой эксперт, обозреватель ИА «Новороссия» Александр Тагиров.
Красная стрелка указывает на иранский участок «Великого шёлкового пути»
Потому риски – колоссальны. Помимо общей нестабильности в регионе это, скорее всего, похоронит китайский проект «Один пояс – один путь». КНР придётся переориентировать транспортные коридоры, а это время. Которое крайне важно в геополитическом противостоянии с Западом.
Для России крах нынешнего Ирана опасен по-своему. Если вслед за ним зашатаются светские режимы в Средней Азии, фактор мигрантов из этих стран заиграет новыми, куда более зловещими красками. История с «Крокусом» на памяти; вполне логично предположить, что Запад воспользуется этим «рычагом давления» на Россию.
Возможная война Киргизии и Таджикистана как катализатор этих событий после падения Ирана аятолл давно «готова». Между двумя этими странами более 70 спорных участков границы.
Война также наполнит соседний Казахстан миллионами беженцев. С их помощью Запад и исламисты попытаются расшатать и Казахстан. Страну, с которой у России самая протяжённая граница.
Казахстан уже стоял на грани - в 2022 году
Да, если иранские нефть и газ «потянутся» не в сторону КНР (главный покупатель на данный момент), а в западном направлении, это создаст дополнительные сложности развитию республики.
России же сейчас следует, как говорится, сгруппироваться. Нужно решать вопросы помощи Ирану. Нужно брать в жёсткие рамки миграцию из Средней Азии. Кстати, не помешает и проект альтернативы «Великому шёлковому пути» - по территории РФ и Казахстана.