Израиль заявил о достижении всех целей своей операции против Ирана. Иранская ядерная программа уничтожена, ракетных установок больше нет. Президент США объявляет об очередной "исторической сделке", несущей мир и процветание. Иран дает жесткий ответ, ударив по пустой американской базе в Катаре и заявляет, что месть совершена. А никакие ядерные объекты серьезно не пострадали. Да, но нет.
Честнее всех оказался, как ни странно, Дональд Трамп. Если отбросить его реляции о "вечном мире" на Ближнем Востоке, то именно его заявления лучше всех экспертов и аналитиков дают понять, что мы наблюдали последние 12 дней. Война отныне объявляется и завершается в соцсетях. Там же публикуются красивые картинки, на которых ничего не видно, но которые должны всех убедить, что все хорошо. Более того, противника теперь прямо благодарят (!) за предупреждения о "смертоносных" ударах. И нет проигравших, все победили, все довольны. А погибшие и раненые, разрушенные дома, больницы и телецентры - это сопутствующий ущерб, небольшая неприятность, которая скоро забудется.
Кстати, именно Трамп первый сравнил ситуацию с детской песочницей. И это действительно так. Все эти громогласные объявления о победах, достижении целей, поражении всего и вся - не более, чем крики детей, дерущихся в песочнице: "А у меня брат сильнее твоего", "Ну ладно, ударь в ответ, но не сильно", "Ой, смотрите, он его толкнул". И пошла перекидка ведерками и машинками, которые чаще попадали не в оппонента, а рушили песочные замки. Спустя 12 дней непримиримые враги, выдохнувшись, разошлись по углам, ограничившись парой фингалов и разбитыми носами. И каждый уверен, что он прав, что он победил, и каждый затаил обиду, надеясь, что вот когда-нибудь "я им всем покажу". Проблема в том, что из ближневосточной песочницы никому не удастся выгнать хулиганов и задир. И недостаточно призывов толпы вокруг: "Ребята, давайте жить дружно".
Выводы после 12-тидневной войны лежат на поверхности. США по традиции считают себя вправе без оглядки на других использовать военную силу против суверенных государств и наделять себя правом решать судьбы стран, регионов и мира. Хваленый израильский "Железный купол" оказался не таким уж и железным. Самое агрессивное государство Ближнего Востока, как выяснилось, способно вести боевые действия в течение всего двух недель, и это без наземных столкновений. ООН, МАГАТЭ и мировая общественность не имеют рычагов влияния на ситуацию.
Ирану предстоят трудные времена. Запад теперь сосредоточится на попытках свергнуть правящий режим, уже пошли разговоры о попытках вернуть в Иран Резу Пехлеви, сына свергнутого шаха. На место убитых руководителей КСИР и армии придут новые. И у них не будет уже никаких иллюзий, они будут жить и работать ради сохранения своей жизни. А еще Тегеран понял - без ядерного оружия его существование долго не продлится. Поэтому центрифуги будут зарыты еще глубже в землю, а секретность вокруг ядерной программы будет запредельной.
Уже в ближайшие недели о войне длиной в 12 дней никто не вспомнит. Так же, как забыли о недавнем конфликте Индии и Пакистана, о стычках между Эфиопией и Суданом, о десятках других горячих точках на карте мира. Эксперты найдут себе новые темы для обсуждения, мировые столицы перестанут выражать озабоченность, Израиль и Иран начнут зализывать раны. До следующей драки в песочнице.