«Момент Берлинской стены»: из нафталина откопали сына иранского шаха
Президент США Дональд Трамп намекает на грядущую “смену режима” в Иране, но перспектива может оказаться не такой простой, как он думает, и ее результаты вряд ли будут соответствовать ожиданиям Вашингтона, признают американские аналитики.

Эксперты предупреждают, что смена режима в Иране не гарантирует создание правительства, дружественного Соединенным Штатам или Израилю, и, возможно, смена власти может проложить путь для более воинственно настроенных фигур, которые могут прибегнуть к ядерной бомбе в качестве главного средства сдерживания после разрушений, вызванных американскими и израильскими ударами, отмечает CNN.
По мнению экспертов, хотя верховный лидер Аятолла Али Хаменеи может быть заменен в случае его смерти, крах режима также может оказаться риском, который должны учитывать официальные лица в Вашингтоне. Крушение нынешней власти в Иране может расколоть страну и вызвать шоковые волны по всему Ближнему Востоку.
Другим результатом может стать то, что к власти придут элементы иранской армии. Эти группировки “не будут тем типом режима, который, возможно, имели в виду США”, - комментирует CNN эксперт Трита Парси.
Специалисты предупреждают, что Иран, где уже давно существуют сепаратистские движения, борющиеся за власть и независимость отдельных регионов, может столкнуться с внутренней фрагментацией и хаосом, если его правительство полностью падет.
“Крах режима - это всего лишь развал государства, и последующий хаос будет продолжаться”, - отмечает Парси в комментарии CNN.
Верховный лидер избирается Ассамблеей экспертов, состоящей из 88 членов, пожизненно и официально не называет преемника, напоминает Си-эн-эн. Однако в субботу газета New York Times сообщила (сославшись на трех иранских чиновников, знакомых с этим вопросом), что аятолла Али Хаменеи назвал трех высокопоставленных священнослужителей в качестве кандидатов на пост своего преемника в случае его смерти.
Между тем как только запахло наживой и возможным переделом власти, из политического небытия оказалась вытащена фигура сына свергнутого в 1979 году иранского шаха.
“Обращаюсь к моим соотечественникам: это наш момент. Я с вами. Давайте вместе построим этот новый Иран. Я здесь сегодня, чтобы обратиться к своим соотечественникам и повести их по пути мира”, - заявил на пресс-конференции в Париже в понедельник наследный принц Реза Пехлеви, которого The Guardian называет “лидером иранской оппозиции”.
Кронпринц Пехлеви, старший сын Фарах Диба и Мохаммада Резы Пехлеви, последнего шаха Ирана, также обвинил верховного лидера Ирана Али Хаменеи в “разрушительном конфликте”, развивающемся в регионе.
Пехлеви заявил, что Али Хаменеи и его окружение “поставили экономику нашей страны на грань краха, разграбили нашу национальную инфраструктуру и ресурсы, растратили национальное богатство на разработку ядерного оружия, подорвали безопасность Ирана и украли суверенитет иранского народа”.
Наследник давно рухнувшего трона добавляет, что нынешний иранский режим “потерпел поражение, балансирует на грани краха, и нельзя допустить, чтобы он сохранялся”.
“Пришло время положить конец этой разрухе и начать новую эру для Ирана, – вещал из Парижа отпрыск шахского семейства. – Дамы и господа, за последние несколько дней я беседовал с людьми по всему Ирану из всех слоев общества: офицером вооруженных сил, матерью, бежавшей из Тегерана, работницей фабрики из Тебриза, молодой женщиной-активисткой движения за свободу женской жизни. Эти голоса представляют нацию, находящуюся в состоянии войны, но стойкую, которая не просит о своей свободе. Она борется за нее”.
“Сегодня как никогда очевидно, что Исламская Республика рушится”, - говорит наследный принц Реза Пехлеви.
“Заслуживающие доверия сообщения указывают на то, что семья Али Хаменеи и семьи высокопоставленных чиновников режима готовятся бежать из Ирана, – уверяет публику недокоронованный эмигрант. – Режим в больших и малых городах по всей стране находится на последнем издыхании. Вооруженные силы расколоты. Народ объединен. Фундамент этой 46-летней тирании пошатнулся. Для нас это момент падения Берлинской стены, но, как и все моменты великих перемен, он сопряжен с опасностью. Мы стоим на перепутье. Одна дорога ведет к кровопролитию и хаосу, другая - к мирному и демократическому переходу”.
Реза Пехлеви подчеркнул, что для успешного перехода к демократии западные державы не должны предоставлять нынешнему режиму “спасательный круг”. Если это произойдет, говорит он, “будет больше кровопролития и хаоса, потому что этот режим не подчинится и не капитулирует после того, как его унизили. Он будет нападать, пока находится у власти. Ни одна страна и ни один народ не будут в безопасности, будь то на улицах Вашингтона, Парижа, Иерусалима, Эр-Рияда или Тегерана, есть только один способ достичь мира - светский, демократический Иран”.