Первые удары израильских военных по территории Ирана российские ученые пережили в гостинице, рассказала ТАСС заместитель исполнительного директора Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Виктория Карслиева. Вместе с другими коллегами она находилась в тот момент в Тегеране, участвуя в "Просветительской экспедиции БРИКС".
Участники этого мероприятия прибыли в Иран 12 июня. Делегация из 14 человек включала в себя сотрудников МГИМО, Института востоковедения РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН, Российского совета по международным делам и ряда других организаций. После начала израильских обстрелов эта программа была приостановлена. 15 июня группа выехала в Баку, а 16 июня вернулась в Россию.
- Когда начались бомбардировки, так случилось, что я была единственной в делегации, кто в ту ночь не спал, и [после трех часов утра] начались вспышки в небе, - рассказала Виктория Карслиева.
Осознание того, что на самом деле происходит, по ее словам, возникло после лишь первых сообщений в иранских СМИ.
Она рассказала, что в первый день было 7-8 ударов за пределами Тегерана, преимущественно по ядерным объектам. И членам делегации казалось, что это где-то далеко.
- Потом стало понятно, что это совсем близко, рядом с нами, и там точечные удары по местам проживания физиков-ядерщиков, - уточнила Карслиева.
По ее словам, в первые дни атаки происходили преимущественно ночью, и российские ученые переживали их в гостинице.
- На третью ночь нас перевезли в посольство, где мы остались ночевать, - объяснила она. - И ночь провели в убежище.
Поскольку посольство находится непосредственно рядом с местами, где были основные бомбардировки, то там члены российской делегации "прочувствовали и осознали, что происходит".
- Потому что всю ночь шли атаки, они были очень сильные, страшные из-за звукового, светового сопровождения, - призналась ученая.
Заместитель директора по научной работе Института востоковедения РАН Василий Кузнецов, также участник экспедиции, рассказал, что узнал об ударах Израиля из сообщения коллеги по телефону.
- Я проснулся, прочитал СМС и лег спать дальше, - рассказал он. - Конечно, ПВО слышали. Понятно, что удовольствия мало. Видели огни в небе. Дым над нежилым кварталом видели.
По его словам, переживать ночи в бомбоубежище в последующем помогала "хорошая компания", в которой, несмотря на обстоятельства, "много шутили".
- Один мальчик заканчивал писать магистерскую диссертацию. Мы обсуждали его работу. Кто-то писал отзывы на дипломы, многие же преподают, кто-то заканчивал статьи. Играли в "Элиас" (настольная игра - прим. ред.), - рассказывал подробности Кузнецов.
Кузнецов охарактеризовал пережитое, как "неприятный и утомительный эпизод".
Он также поблагодарил все причастные ведомства и людей.
- Мне начали звонить друзья и знакомые совершенно из разных сфер. А иногда и не друзья, а люди, от которых я вообще не ожидал ни звонков, ни идей - чем помочь, что сделать, - рассказал он.
Он отметил "отличную работу" МИД РФ, руководства МГИМО МИД России и Фонда Горчакова в организации эвакуации из Ирана.
Рассказывая об изменении повседневной жизни в Иране в первые дни после обострения, Виктория Карслиева отметила, что атака пришлась на выходной, а также на дни подготовки к празднику Кадир Хом. В связи с этим многие учреждения и заведения были закрыты, поэтому "сложно судить, изменилось ли что-то в Иране".
- Но иранцы тем не менее вышли на митинги и продолжили праздновать, несмотря на бомбардировки. …Я думаю, все-таки позиция иранцев очень простая - нас не испугать, нас не сломить, и мы будем продолжать то, что считаем нужным, - считает она.
Карслиева не впервые оказывается в стране, где происходят конфликтные ситуации, что-то подобное она переживала в Сирии и Ираке. По ее наблюдениям, люди, долго находящиеся в зоне военных конфликтов, вырабатывают особую форму психологического выживания - "жить жизнь дальше".
Тем же, кто вдруг окажется в похожих ситуациях, Карслиева посоветовала "не паниковать" и "определить, кто в вашей команде, в вашей группе возьмет на себя лидерскую позицию и будет решать вопросы, если вы понимаете, что вы психологически не способны контролировать себя".
- Когда ты видишь, что кто-то четко уверен в своих действиях, это успокаивает группу. И мне кажется, что это всегда подогревает атмосферу доверия, спокойствия, - отметила она.