Константин Затулин: Не надо строить иллюзий, за кого сегодня Азербайджан

Азербайджан продолжает разогревать антироссийскую риторику, используя для этого любой предлог. Дерзкий выпад в адрес России позволил себе пресс-секретарь МИД республики Айхан Гаджизаде, комментируя интервью помощника президента Владимира Мединского каналу RT.

Константин Затулин: Не надо строить иллюзий, за кого сегодня Азербайджан
© Свободная пресса

Официальному представителю МИД России Марии Захаровой даже пришлось ставить на место коллег из Баку.

Мединский, возглавляющий делегацию РФ на переговорах с Украиной, в интервью RT заявил, что если остановить украинский конфликт по линии фронта и не договориться о настоящем мире, то регион превратится в огромный Карабах (периода конфликта, который длился на протяжении трёх десятилетий, - «СП»).

Айхан Гаджизаде на официальном сайте Баку посвятил этому высказыванию пространный опус, в котором, в частности, говорится:

«К сожалению, помощник президента России сравнивает российско-украинскую войну (имеется в виду военная спецоперация – "СП") с ситуацией, существовавшей в Карабахе. Такое сравнение неуместно, поскольку Азербайджан никогда не нарушал территориальную целостность какой-либо страны и не вел агрессивную войну против какого-либо государства. В 2020 и 2023 годах Азербайджан провел Отечественную войну, положив конец армянской оккупации».

Вот так видят ситуацию в Баку. Оказывается, Украина никогда не оккупировала Курскую область, а вот армяне, которые проживали в Нагорном Карабахе, начиная с в VII века до нашей эры (см. Энциклопедию) и до 2023 года – оккупировали его на протяжении более, чем 2700 лет.

Мария Захарова ответила на выпад лаконично:

"Не надо выдергивать из контекста несуществующие тезисы и менять слова местами, придавая им совершенно иное значение. Речь (в интервью Мединского, – «СП») шла исключительно о трагедии вооруженного конфликта».

Чего добивается официальный Баку своими враждебными выпадами в адрес России? И почему так неадекватно отреагировал на слова Мединского?

На эти вопросы «Свободной Прессы» ответил депутат Госдумы, директор Института сран СНГ Константин Затулин.

– Я обратил внимание на высказывания Мединского. Были они удачными или не очень удачными – это дело вкуса. Но ничего необычного или оригинального, на мой взгляд, в этих высказываниях не содержалось.

Азербайджан сам себя заводит в экстаз, требуя от всех безоговорочно признавать не только нынешнее положение вещей (а Захарова заявила, что Россия официально признает Нагорный Карабах территорией Азербайджана, – «СП»), но и забыть, что этому предшествовало.

Дважды – в 2020 и 2023 году, Азербайджан предпринял военные действия, которые завершились тем, что территория Нагорного Карабаха перешла полностью под его контроль. И следствием этого стал поголовный исход армянского населения с занимаемых прежде земель.

Азербайджан сейчас представляет дело так, что до 2020 года в Карабахе ничего не происходило. Между тем, существовала и действовала группа переговорщиков, Баку при этом сам признавал, что необходимо найти мирное решение вопроса.

В конечном счёте Азербайджан сорвал эти переговоры и предпочёл войну, хотя стороны были близки к тому, чтобы решить дело полюбовно.

Баку хочет забыть о страданиях населения Нагорного Карабаха. Поэтому, с точки зрения существа вопроса, Мединский имел право сказать, что вариант, при котором военные действия прекращаются, но конечного урегулирования не достигается, как это случилось в Карабахе в 1994 году, несет в себе риски и может привести к возобновлению военных действий.

Что касается Азербайджана, то он бросается на любого, кто даже просто упоминает название Нагорный Карабах. Им в Баку вольно самим быть беспамятными и делать вид, как будто бы никто ничего не помнит.

«СП»: Каким образом карабахский конфликт мог быть разрешен «полюбовно»?

– В Баку заявляли, что предоставят Нагорному Карабаху самую широкую автономию в случае его возвращения в Азербайджан. Гарантировали просто необычайную и невиданную степень самостоятельности.

В итоге сейчас у Нагорного Карабаха никакого статуса нет, как нет и армянского населения. Уехали 120 тысяч человек. Азербайджан хочет, чтобы все побыстрее забыли, что армяне когда-то жили в Нагорном Карабахе. Но они жили там гораздо раньше, чем появились азербайджанцы. Хотя потом, конечно, и азербайджанцы там жили, составляя примерно до 25% населения.

Разговор шёл о проведении референдума о статусе этой территории, отложенного на какое-то время.

«СП»: Константин Фёдорович, в январе Ильхам Алиев и Зеленский встретились, пожали друг другу руки, обнялись (фото есть на официальных сайтах обеих стран) и чуть ли не осыпали друг друга поцелуями. С тех пор Баку стал делать резкие заявления в адрес России по поводу и без оного. Азербайджан окончательно определился, за кого он?

– Проукраинская позиция была занята Азербайджаном не в этом январе в связи с объятиями в Давосе, а значительно раньше. Баку не поддержал Россию в СВО, хотя его об этом и не просили.

Просто до последнего времени, из тактических соображений, Баку вёл себя тихо. Там рассматривали происходящее на Украине, как аналог собственной истории с Карабахом.

Украина чинила зверства над русским населением, нарушала права людей, которые проживали на русскоязычных территориях.

Азербайджан, где права человека не являются приоритетом, насколько я понимаю, – всё это игнорировал, исходя из своей собственной ситуации в Карабахе.

То, что сейчас Азербайджан активизировался (на проукраинском треке, – «СП») – просто отражение факта, что Россия перестала быть настолько важна для Баку, как это было до входа его войск в Карабах.

Это – прямое следствие того, что Азербайджан теперь не настолько заинтересован в России, как раньше. Он, конечно, не отказывается от связей с Россией в своих коммерческих интересах, но никаким союзником (или как у нас модно говорить – стратегическим партнёром в регионе) больше не является.

Азербайджан – стратегический партнёр Турции.

«СП»: Является ли это партнёрство с Турцией добровольным, или Эрдоган выкрутил азербайджанскому руководству руки?

– Можно спорить, насколько это было полюбовно, а насколько вынужденно. Но во всяком случае недостатка во взаимных комплиментах между Турцией и Азербайджаном нет. И дело даже не в комплиментах, а в том, что они образовали военно-политический союз.

Где заканчивается азербайджанская армия и начинается турецкая, и кто командир этой армии в Азербайджане – не ясно.

Они согласовывают свои планы, военно-политические и всякие иные – на основе родства и принципа «два государства – один народ». Сейчас этот принцип красуется на плакатах в Баку с изображением отца нынешнего президента Азербайджана.

Естественно, эти их общие планы и цели конкурентны российским. Мы должны это прекрасно понимать.

Конечно, в условиях сегодняшней конфронтации с Западом нам хотелось бы урегулировать отношения с Азербайджаном. Нам незачем их обострять. Но Баку идёт другим курсом. Он их намеренно обостряет. И, как я понимаю, имеет вдохновителя в этой части. Я не уверен, что это – США при Трампе, но совершенно очевидно, что это – Великобритания.

Да, Азербайджан ссорится с Францией, где армянская община требует призвать Баку к ответственности за всё произошедшее в Карабахе. Но с Великобританией у Азербайджана всё хорошо, и с Европейским Союзом, несмотря ни на какую Францию, – тоже хорошо.

Поэтому Азербайджан ведёт свою линию, сообразуя её с Турцией, и во взаимопонимании с Европой. А что касается России – это для Баку остаточная тема. И я не понимаю логики, когда кто-то рассчитывает на стратегическое партнёрство с Азербайджаном.

Здесь, как говорил Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим». Так же и я не верю, когда рассказывают о партнёрстве с Баку. Нет, это – отношения, которые Азербайджан сейчас меняет, не в нашу пользу, сопровождая этот процесс трескучими заявлениями.