По стопам Генри Форда: что заставило американского олигарха уйти из политики
"Не путай свою личную шерсть с государственной!", - предупреждал мудрый товарищ Джабраил из "Кавказской пленницы" своего шефа, товарища Саахова. В реалиях рыночной экономики так замечательно сформулированное правило требует некоторого дополнения. Как показывает опыт товарища... пардон, мистера Илона Маска, путать, смешивать личный бизнес с занятиями политикой тоже ни к чему. Тоже себе дороже.

"Поскольку мой срок полномочий в качестве специального правительственного сотрудника подходит к концу, я хотел бы поблагодарить президента Дональда Трампа за предоставленную мне возможность сократить расточительные расходы", - написал Маск в принадлежащей ему соцсети X. То есть фактически объявил о своем уходе с госслужбы. Напомним, что в нынешней американской администрации предприниматель подвизался в качестве главы департамента эффективности правительства и советника президента.
А за пару дней до этого пришла свежая статистика от ACEA, Европейской ассоциации автопроизводителей. По данным ACEA, объем продаж электромобилей Tesla в странах Евросоюза сократился в апреле по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года более чем вдвое - на 52,6 процента. По итогам четырех месяцев 2025 года сокращение составило 46,1 процента. То есть падение ускоряется. Из лидера рынка электромобилей Tesla превращается в аутсайдера: в Европе ее обогнали уже по меньшей 10 конкурентов, в том числе Volkswagen, BMW, Renault и китайский бренд BYD.
Те, кто считают вторую новость никак не связанной с первой, совершенно не следят ни за деятельностью Маска, ни за действом, разыгрывающимся на сценах американской и европейской политики. Для тех, кто не в курсе: электрокары Tesla производятся одноименной компанией, принадлежащей Илону Маску. И причина более чем скромных, мягко говоря, успехов бренда в последнее время заключается не в конструктивных особенностях машин и не в качестве исполнения. Во всяком случае - не только в этом.
Главная причина провала - политическая гиперактивность предпринимателя, одним из побочных эффектов которой явился бойкот электромобилей Tesla в ряде европейских стран. Старым Светом проблемы Маска не ограничивается: условия, в которых работают дилерские центры Tesla в Соединенных Штатах, тоже трудно назвать комфортными. Но тон явно задает Европа.
Скажем, в Германии, главном авторынке ЕС и главной производственной площадкой Tesla на континенте (один из крупнейших автозаводов компании - расположенное в окрестностях германской столицы предприятие Tesla Gigafactory Berlin-Brandenburg), покупка Tesla стала без преувеличения общественно порицаемым явлением. А многие из тех, кто уже успел купить, дабы избежать обструкции, обзаводятся наклейками с надписью: "Я купил эту машину до того, как Маск сошел с ума". Ну, или с похожим текстом.
Под "сумасшествием" Маска понимаются два обстоятельства: 1) его роль в команде нынешнего американского президента, который, по мнению многих европейцев, тоже "того"; 2) его поддержку праворадикальных сил на континенте. Особенно неровно дышит Маск к "Альтернативе для Германии", партии, которая недавно была официально признана в Федеративной Республике правоэкстремистской. У Маска совершенное мнение на сей счет. Ничуть не скрывая своих симпатий, он превозносит АдГ как партию, которая "спасет Германию".
Минувшей зимой предприниматель даже принял участие - по видеосвязи - в предвыборном съезде "Альтернативы", выступив с приветственной речью. Сильное впечатление на наблюдателей произвела уже прелюдия этого перформанса. "Вы меня слышите? - начал Маск. - Если да, то поднимите руку или вроде того". И рассмеялся.
Для тех, кто не понял юмора: на прошедшем за несколько дней до этого президентском параде, составной части церемонии инаугурации президента США, Маск от избытка чувств вскинул руку в салюте, схожим до степени смешения с нацистским. И не всеми в мире, мягко говоря, был понят. Ну, или наоборот: понят очень хорошо.
Мало того, по слухам, миллиардер поддерживает АдГ и, возможно, некоторых других праворадикальных анфан терриблей европейской демократии отнюдь не только на словах: любовь к "спасителям" Германии Европы имеет и определенное финансовое измерение.
Но, судя по всему, политическая карьера Маска подошла к концу. По крайней мере - ее гиперактивная фаза. Еще до того, как выразить прощальную благодарность президенту Трампу, предприниматель заявил, что намерен сосредоточиться на своем бизнесе. Что же касается политики, то, по словам Маска, он здесь "сделал достаточно".
По одной из версий, до мультимиллиардера наконец дошло, что если дела пойдут так и дальше, то он превратится в миллионера. Как сообщает, например, газета The Washington Post со ссылкой на свои источники в окружении Маска, тот был шокирован тем, сколь негативную реакцию вызвали в мире его политические заявления и политические проекты и как плачевно они отразились на его бизнесе.
Есть и другое объяснение: неуемная активность Маска "достала" в конце концов и Трампа. Согласно этой версии, олигарху сообщили в Белом доме, что в его услугах больше не нуждаются, и настоятельно попросили заткнуть фонтан своих идей. Но это, похоже, тот случай, когда выбирать между версиями не приходится. Похоже, верны обе.
Неожиданностью возвращение олигарха восвояси, в бизнес, конечно же, не стало. Еще в январе, до инаугурации нынешнего президента США, ваш покорный слуга предсказывал, что роман Маска и Трампа продлится недолго. Ссылался он, то есть я, тогда на отечественный опыт "равноудаления" забывшихся олигархов: пример, мол, Бориса Абрамовича Березовского - другим наука.
Но у Америки имеется и своя, еще более похожая на масковскую история: "звездный" предприниматель идет по дорожке, проторенной Генри Фордом, американским "гением инноваций" первой половины XX века, авто- и авиапромышленником.
Тот тоже одно время активно занимался политикой: разоблачал что есть мочи "всемирный еврейский заговор", помогал идейно и материально немецким нацистам (о том, насколько серьезна была эта поддержка, говорит тот факт, что Гитлер расхваливал Форда в "Майн кампф" и повесил его портрет в своей резиденции), входил в комитет America first, выступавший против вовлечения США во Вторую мировую войну... И т.д. и т.п. И тоже был вынужден резко снизить свою политическую активность после того, как начался бойкот его автомобилей.
В общем, ничто не ново под Луной. Собственно, даже полет на ту же Луну был бы не нов - для тех, по крайней мере, кто не увлекается конспирологией. Но вот анонсированная Маском экспедиция на Марс действительно стала бы новостью. Настоящей, эпохальной, исторической. Короче говоря, у медали "деполитизации" Маска, как водится, две стороны, но обе они - сугубо положительные.
Во-первых, с уходом Маска из большой политики в мире стало чуть меньше опасной демагогии. Во-вторых, мир, будем надеяться, вновь обрел талантливого - с этим, пожалуй, не будут спорить даже лютые его оппоненты - организатора производства, изобретателя и инноватора. Не факт, конечно, что Маску удастся выполнить свое обещание и запустить корабль на "красную планету", но если бы он остался в политике, шансов на это не было бы, как говорится, от слова "совсем".