Еврозигзаг: Брюссель неожиданно вводит пошлины против Киева
Всемирный день русского языка в ООН — 6 июня — определенно не будет праздничным на Украине. С этой даты прекращается действие режима беспошлинной торговли с Евросоюзом, приносившего Киеву вплоть до €3,5 млрд ежегодно. Добавившийся к безвизу в 2022 году "безналог" изначально виделся временной мерой, чей срок истек. Но вот противоречие: отменяя его, Евросоюз расписывается тем самым, что не знает, как строить с Украиной общую экономику.
Не торт для Киева
Это было заседание, на которое Украину не пригласили, и не без причины. В конце мая 27 стран ЕС рассмотрели положение о бестарифной торговле с восточным соседом и отказались от его продления. В необычной для 2025 года сцене Киев оказался совсем без союзников в Старом Свете. Эстония, Швеция, Чехия, Германия предпочли воздержаться. Франция проголосовала "за", а польский премьер Дональд Туск поставил восстановление квот на украинские товары себе в заслугу как долгожданную достигнутую цель. Выглядело это так, будто первую реальную попытку экономически интегрировать Украину в Европу постановили забыть и начать все заново.
Арифметика случившегося поворота способна озадачить. Начиная с 2022 года страны ЕС помогли Киеву на $139 млрд, причем поддержка увеличивалась по нарастающей. В 2024-м, например, европейцы приняли решение выделить Украине вдобавок к обычным выплатам еще $47 млрд. Но деньги деньгам рознь. Европейцы и дальше согласны поставлять Украине пули, снаряды, ракеты на миллиарды евро. А вот обратный поток даже на гораздо меньшую сумму их не обрадовал.
Летом и осенью Украину ожидают напряженные переговоры о том, на каких принципах станет строиться ее будущая торговля с Европой. Еврокомиссия официально рассчитывает на то, что Киев вернется к старому соглашению 2014 года об ассоциации, дополнив его новыми правилами. Технически это значило бы откат близко к состоянию января 2022 года. В том же положении находится, например, Израиль: у него тоже есть договор об ассоциации. Но вот отличие: всерьез "вступать в Европу" еврейское государство не собирается. Да и как себе это представить?
Операция "Теремок"
Щекотливое положение украинского лидера перед дверями ЕС иллюстрирует язык цифр. В случае если Киев все же впустят, потратить на него в течение первых семи лет понадобится €186 млрд. В дальнейшем эти выплаты обязательно станут регулярными. По правилам формирования евробюджета государства подразделяют на доноров и получателей. К числу последних относятся почти все в Восточной Европе. Если присоединится еще и Киев, большую долю средств он сразу оттянет на себя.
Существующие подсчеты показывают, кто может сразу оказаться в числе проигравших. Благополучно выглядящие Чехия, Словения и Мальта являются прямыми реципиентами общеевропейской помощи. В случае расширения Европы на Украину им придется автоматически сделаться донорами, причем для украинцев. Та же участь ожидает прибалтов: Эстонию, Латвию, Литву. В лучшем положении Венгрия и Польша: часть субсидий для них нерушима. Но даже и им с другой частью придется расстаться: настоящее испытание для чувств к Зеленскому.
Заранее известно, какая социальная группа пострадает более всего в случае успеха переговоров о вступлении Украины. Это фермеры, чей труд зависит от целевого финансирования европейским бюджетом. Средства на их нужды предоставляют два особых аграрных бюджетных фонда. Славящаяся своими нивами Украина в случае вступления в ЕС возьмет на себя вплоть до €96 млрд именно этого финансирования, став основной получательницей предусмотренных ими субвенций. Восточноевропейским фермерам есть от чего схватиться за голову: до сих пор это были "их" деньги, но что будет далее — неизвестно.
Хлебники и нахлебники
Неудивительно, что восточноевропейские аграрии пробуют остановить Украину уже на дальних подступах, притом в буквальном смысле этого слова. В период "свободной торговли" в 2022–2025 годах фермеры пользовались соседством своих стран с Украиной, чтобы препятствовать проходу грузовиков с ее товарами в ЕС. В отдельных драматических случаях под удар попадали мука или зерно: их рассыпали по железнодорожным шпалам. В других — у украинцев пробовали отнять время, заставив грузовики с провизией ждать на границе: это существенно корректировало планы экспорта, да и угрожало сгноить товар.
Восточноевропейских фермеров подобный исход устраивал полностью: ведь основное для них — объемы украинского товара, выброшенные на местный рынок. Теоретически львиная доля этой провизии предназначалась к перевозу за пределы ЕС через порты Балтийского моря, но те оказались к наплыву грузов не готовы. Поэтому те задержались на континенте. Невольно европейская интеграция стала очень скоростной. Украинские товары в экстраординарных объемах поступили на польские, венгерские, румынские прилавки на одних правах с местными. Неудивительно, что цены по отдельным направлениям обрушились вплоть до себестоимости. У общего пространства Европа — Украина на практике оказалось просто слишком много крестьян.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто сухо заявляет, что так дальше нельзя: "Если украинское зерно станет расходиться по центральноевропейским странам, следствием будет уничтожение сельскохозяйственного рынка региона. Не говоря уже о наших фермерах, которых мы обязаны защищать". Тот же тон у польских и румынских политиков. Судя по тому, как развиваются события, совместно им удалось остановить бюрократию Евросоюза. В 2024 году Брюссель утвердил правило, позволяющее восстанавливать пошлины в случае перенасыщения местных рынков украинским товаром, то есть пошел на уступку. Нынешний, мая 2025 года, шаг назад более кардинальный: от резкого экономического вхождения Украины в Европу пока решено отказаться. Однако, какие формы примет интеграция Киева в общеевропейское пространство, если просто взять и ввести его нельзя?
Жнецы и беженцы
Решение ослабить экономическую солидарность с Украиной Европа приняла на фоне динамично развивающейся польской предвыборной кампании. Вероятный итог последней — лишение украинских беженцев, не устроенных на работу, прав на родительские социальные отчисления. По крайней мере, снять украинцев с довольствия призывают оба кандидата, прошедших во второй тур, — консерватор Кароль Навроцкий и либерал Рафал Тшасковский. Это просто популярная мера — фактически предмет всеобщего консенсуса.
Опрос, проведенный социологами в декабре 2024 года, выявил, что в польском обществе безоговорочную поддержку беженцев времен 2022 года (81%) сменила весьма ограниченная солидарность с ними (25%), уступающая возмущенным голосам тех, кто хотел бы выдворить приехавших обратно (30%). Еще больше тех, кто считает, что на украинцев потратили слишком много денег и пора сворачивать смету, — таких около половины. Перебравшихся обвиняют в том, что они бременем повисли на местной социальной системе — здравоохранения и образования, осложнив доступ к государственным услугам для местных уроженцев. Одновременно образ Польши померк и в глазах украинского населения: с 83% одобрения в 2022-м до 41% в 2025-м.
По иронии, социальная субсидия, которой пользуются украинцы, — естественная часть солидарности стран Евросоюза между собой. Проживая на территориях друг друга, европейцы сохраняют право на государственные услуги принявших их стран. В отсутствие тесной конфедеративной интеграции именно это и обеспечивает основное содержание европейскости. Однако готовность распространить ее в практическом смысле на украинцев ощутимо пробуксовывает.
Дверь в Европу открыта или она на цепочке?
Получающийся на практике результат дивен своей полной двусмысленностью. Европейский союз в не оставляющих сомнений выражениях заявляет о поддержке режима Зеленского. При этом в деталях кроется дьявол.
Отчасти неразбериха объясняется борьбой за власть между Европейской комиссией Урсулы фон дер Ляйен и частью национальных правительств. В интересах брюссельских чиновников — расширение собственных полномочий, а его обеспечивает появление любых проектов, требующих совместного финансирования, а также введение и поддержание общих санкций. Киев в этих условиях — естественный союзник еврокомиссаров. Давно размышлявшие над упразднением права вето отдельных стран чиновники в Брюсселе смогут добиться желаемого, если продавят принятие Украины. Зависеть от Киева при принятии общих решений заведомо никто не захочет.
Необходимость восстанавливать украинскую экономику, а также подтягивать ее до общеевропейского уровня также выгодна евробюрократам. Не вызывает сомнений, что при текущем уровне налогообложения это недостижимая задача. А значит… Брюссель сможет добиваться повышения евроналогов. Не только полномочия, но и деньги: есть ради чего стремиться в Киев.
Иначе на вещи смотрят в национальных столицах, в том числе восточноевропейских. С их ракурса интеграция Украины гарантированно влечет финансовые потери. Но по политическим причинам говорить "нет" Зеленскому немодно. Зато многие рассчитывают, что в случае перемирия не составит труда спустить евроинтеграцию украинцев на тормозах, и уже разрабатывают меры на своем национальном уровне. Это — сигнал, и он имеет значение. От Украины ждут, что она продолжит воевать и принимать военную помощь (кстати говоря, часть ее — в долг), а перспектива полноценного вступления в Евросоюз, пусть и очерченная официально, отложится на десятилетия. Схватка под евроковром за будущее Украины набирает обороты.