На Ближнем Востоке снова сгущаются тучи. Переговоры между США и Ираном по ядерной программе балансируют на грани срыва, а в воздухе витает угроза прямого израильского удара по иранским объектам. Ситуация стремительно перерастает из дипломатического тупика в реальную угрозу новой военной эскалации.
Что показал пятый раунд
Несмотря на формальную активность переговоров — а последняя встреча американо-иранских переговорщиков прошла 23 мая в Риме в здании дипмиссии Омана, который выступает посредником, — реального сближения позиций не наблюдается. При том что переговоры идут на достаточно высоком уровне (иранскую делегацию возглавляет министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, а со стороны США лидером переговорной группы является спецпосланник президента Дональда Трампа Стив Уиткофф), пока говорить о каких-либо значимых результатах не приходится. США требуют остановки обогащения урана и демонтажа ядерной инфраструктуры, тогда как Иран продолжает настаивать на суверенном развитии ядерных технологий, подчеркивая их "мирный характер". В итоге стороны, судя по всему, уперлись в тактический тупик, где любые уступки рассматриваются как проявление слабости.
При этом сигналы с "полей переговоров" приходят противоречивые. Иран, в лице заместителя министра иностранных дел Маджида Тахт-Раванчи, обвиняет американскую сторону в непоследовательности требований. В то время как пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт говорит о том, что у переговоров есть только два варианта завершения — либо Тегеран соглашается со всеми требованиями, либо Ирану не поздоровится. Позиция, согласитесь, довольно странная.
Вопрос, видимо, уперся в несколько моментов:
сохранит ли Иран систему обогащения урана до "гражданского" уровня, необходимого для атомной энергетики;куда девать уже обогащенный оружейный уран;что делать с ракетной программой Ирана.
Тегеран наотрез отказывается обсуждать как ракетную программу, так и свое право на мирный атом. Однако, несмотря на противоречивые сигналы, поступающие с обеих сторон, переговорный процесс все же идет, стороны встретились в Риме уже пятый раз и собираются продолжать консультации. Как сказал Аббас Аракчи, Тегеран не отказывается от своих прав, но готов пойти на разумные уступки и ожидает того же от Вашингтона.
Израиль не потерпит, а Иран ответит
Тем временем Израиль, резко выступающий против ядерной сделки с Ираном в принципе, явно повышает градус напряженности.
По данным западных СМИ, цитирующих источники в американской разведке, Тель-Авив рассматривает возможность превентивного удара по иранским ядерным объектам. Военные учения, переброска боеприпасов и резкие заявления высокопоставленных лиц указывают на серьезность намерений.
Израиль считает ядерный Иран экзистенциальной угрозой и, думаю, вполне может действовать не только без поддержки США, но и вопреки желанию Вашингтона. Вообще в последнее время у Биньямина Нетаньяху появились достаточно серьезные противоречия с Дональдом Трампом. Премьер-министр Израиля уже один раз не получил согласие президента США на удар по Ирану, когда посетил Вашингтон 7 апреля этого года. Вероятно, сейчас правительство Израиля серьезно рассматривает возможность и даже вероятность нанесения самостоятельного удара по ядерным объектам Ирана. Иначе зачем бы американскому разведсообществу в прямом смысле сливать информацию о готовящемся ударе?
Выглядит как своего рода предупреждение Израилю не пытаться сорвать переговоры.
Иран, в свою очередь, уже дал понять, что в случае агрессии ответит жестко. "Особые меры" могут означать как удары по американским военным объектам в регионе, так и мобилизацию союзных группировок в Ливане, Сирии, Ираке и Йемене.
В таком случае потенциальная эскалация может быстро охватить весь Ближний Восток.
Последствия эскалации
Несмотря на то, что возможности Ирана резко снизились после потери Сирии, иранские прокси, формирующие пресловутую "ось сопротивления", все еще способны вести активные действия против американских целей на Ближнем Востоке. И в меньшей степени — против израильских, что стало результатом нанесения невосполнимых потерь "Хезбаллах" и изменений во внутриполитическом раскладе в Ливане.
Американцы это понимают и, кажется, намерены обойтись без эскалации. Однако, как показывает история последних двух лет, предсказывать действия нынешнего крайне правого правительства Израиля бесполезно, а контролировать его бессмысленно.
Вероятный удар Израиля по ядерным объектам Ирана неминуемо приведет к общему обострению в Персидском заливе и неизбежно скажется на глобальных рынках, которые и так чувствуют себя не совсем комфортно. Рост цен на нефть, нарушение судоходства, новые волны миграции — лишь часть возможных последствий. Более того, провал дипломатии будет означать окончательный крах системы нераспространения ядерного оружия, и не только на Ближнем Востоке.
Регион опять оказался перед дилеммой без особо хороших решений. Давление, угрозы и удары с воздуха, несмотря на свою театральную эффективность, не устраняют проблему, а, напротив, ее усугубляют. Регион уже не раз переживал кризисы насилия, которые, очевидно, ни разу не привели к позитивным результатам.
Окно для дипломатии пока не закрыто, но становится все уже. Чтобы избежать катастрофы, всем участникам — США, Ирану, Израилю — придется выйти за пределы привычных сценариев. Иначе история снова напомнит, как дорого стоит неспособность договариваться.