Четвертый рейх: Берлин и Париж намерены заткнуть рот Орбану
Лишение Венгрии права голоса в Европейском союзе будет обсуждаться на саммите Совета ЕС 27 мая. Согласно материалам предстоящего мероприятия, включение в повестку дня столь щепетильного вопроса связано с возможным применением 7-й статьи Договора о Евросоюзе.
Она, отмечается в документе, дает возможность лишить страну права голоса, если возникает угроза ценностям, на которых основан ЕС. Кстати, ситуация в Венгрии обсуждается, по седьмой статье уже в восьмой раз.
Среди вменяемых Будапешту прегрешений – несоответствие политике ЕС в области функционирования конституционной системы, борьбы с коррупцией, защиты гражданских прав и свобод.
Стоит напомнить, что в апреле с предложением заткнуть венграм рот выступал глава эстонского МИД Маргус Цахкна. По его мнению, политика Будапешта чревата расколом ЕС и угрожает безопасности объединения.
Намерение лишить Венгрию права голоса свидетельствует о том, в каком критическом состоянии находится Европейский Союз в результате провала попытки совместно с Соединенными Штатами нанести стратегическое поражение России, считает историк и политолог, эксперт Института стран СНГ Игорь Шишкин.
– О намерении нанести такое поражение в Брюсселе неоднократно говорили и даже записали в официальных документах, где четко сформулировано, что противостояние с Россией, эта гибридная война, имеет для Европейского Союза экзистенциальное значение, то есть означает для него «быть или не быть». Они сами это сказали. Не мы это придумали.
Россия, как мы знаем, в результате гибридной войны не рухнула, а Евросоюз находится в глубочайшем кризисе. Его хозяева понимают, что такое развитие событий влечет за собой крах для них. А тут еще внутри Европейского Союза начались разброд и шатания. И Венгрия здесь в первых рядах. А вот то, что её собираются лишить права голоса – еще одно свидетельство слабости ЕС. Это означает, что методы воздействия, которые раньше применялись по отношению к непокорным членам Евросоюза, перестали работать.
«СП»: Например?
– Напомню, что в 2014 году, когда вводились санкции против Российской Федерации, Венгрия выступила против, а затем вдруг поддержала их. И немецкая пресса не стала из этого делать секрет Полишинеля, а демонстративно предала огласке.
То есть власти Германии слили в прессу, что фрау Меркель позвонила Орбану и объяснила, что будет с экономикой Венгрии, если он вздумает и дальше противится воле русофобов. И Венгрия послушно проголосовала так, как от нее требовали.
Потом, как мы помним, у Будапешта регулярно покупали его правильное поведение. И Венгрия голосовала за продление санкций, прочие невыгодные для нее меры, а в обмен Европейский Союз делал широкие жесты в десятки миллиардов евро. Но теперь в ЕС ставят вопрос о том, что нужно Венгрию лишить права голоса. Исчерпали все возможности. Угрозы не работают, подкуп уже тоже не действует. Или подкупать нечем. Так что – хорошая новость для России, которую ЕС собирается, как записано в его официальных документах, «деколонизировать», то есть расчленить.
«СП»: Эта слабость ЕС может подвигнуть его членов, не желающих терпеть диктат Брюсселя, к каким-то радикальным шагам? Возможна ли фрагментация, дробление Евросоюза? Скажем, все чаще встречаются публикации и возможном воссоздании Австро-Венгрии.
– Все-таки возрождение Австро-Венгрии не зависит от воли Будапешта. Это не тот масштаб задачи, который по силам венграм. Эти проблемы решаются на более высоком уровне. Все же следует понимать возможности Венгрии и уровень этого государства.
А насчет фрагментации и переформатирования ЕС – очень даже вероятно. Посмотрите, что сейчас происходит в Словакии, где совершенно небольшая партия, никогда не набиравшая, не побеждавшая ни на одних выборах, даже муниципальных, выступила с инициативой провести общенациональный референдум о выходе страны из антироссийских санкций.
«СП»: Да, это стало европейской сенсацией.
– Согласно конституции Словакии, если официально зарегистрированная Государственной комиссией по выборам (по-нашему, Центризбиркомом) инициатива набрала 350 тысяч подписей, президент обязан объявить референдум. А здесь уже 400 тысяч подписей, за короткий срок, хотя партия больше 10 тысяч голосов ни на одних выборах не получала. Представляете, какие изменения происходят? Это звоночек и очень серьезный. Да, Словакия – маленькое государство, Венгрии чуть больше, но это все звоночки.
История с выборами президента в Румынии и лишение Венгрии права голоса показывают, что Европейский Союз в лице, в первую очередь Германии и Франции, не собирается сдаваться без боя. Здесь не нужно все списывать на некую страшную брюссельскую бюрократию – она делает то, что скажут великие европейские державы, в первую очередь Франция, Германия и Италия. И они пойдут на любые нарушения любых законов для того, чтобы защитить свои интересы. Так что сейчас мы вступаем в очень, с одной стороны, интересный, а с другой, опасный период.
«СП»: У них решимость и возможности?
– Напомню, что в 80-ю годовщину Победы над третьим рейхом и его союзниками, а это в общем-то все государства нынешнего ЕС, Германия сняла в своей конституции последние ограничения на милитаризацию страны. А на днях господин Мерц заявил, что немецкая танковая бригада, размещенная в Литве, будет защищать не Вильнюс, а Берлин. Это все звенья одной цепи. Нельзя говорить, что лишение права голоса Венгрии – это одно, фальсификация выборов в Румынии – другое (хотя там имел место фактически государственный переворот), а заявление Мерца по поводу того, что Германия вернулась, – третье.