JPMorgan создал аналитический центр по геополитике
Американский инвестбанк JPMorgan запустил новое подразделение — Центр по геополитике (Center for Geopolitics), которое будет помогать клиентам ориентироваться в растущих геополитических рисках. Именно они, по словам генерального директора банка Джейми Даймона, «намного превосходят любые другие угрозы», с которыми он сталкивался за свою карьеру.
Согласно информации на сайте проекта, центр займется анализом ключевых тем, включая конфликт России и Украины, ситуацию на Ближнем Востоке и глобальную милитаризацию. Ежеквартально планируется выпускать отчеты по таким «острым» вопросам, как популизм, искусственный интеллект и трансформация мировой безопасности. Также команда центра будет участвовать в отраслевых мероприятиях и проводить клиентские сессии.
«Геополитика влияет на финансовые показатели как крупнейших корпораций из списка Fortune 100, так и компаний среднего уровня. Мы хотим предложить не только широкую рамку для анализа, но и практические рекомендации по навигации в этой крайне неопределенной мировой среде», — заявил Дерек Чоллет, возглавивший проект после ухода с поста главы аппарата министра обороны США в январе (цитата по Bloomberg).
Первый выпуск, доступный для скачивания на сайте центра, включает три фундаментальных доклада. Первый, под названием “Новая шахматная доска Ближнего Востока” представляет собой анализ динамики политических и дипломатических отношений между Израилем, Ираном и странами Залива, включая оценку вероятности ядерной сделки с Тегераном (65%) и нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией (85%). Второй доклад “Эпоха глобального перевооружения и промышленная база США” — исследование ключевых рисков для американского оборонного комплекса. В докладе подчеркивается износ промышленной базы, нехватка производственных мощностей и конкуренция со стороны Китая и союзников по оси «CRINK» (Китай, Россия, Иран, КНДР). Третий отчет посвящен конфликту России и Украины и содержит четыре возможных сценария его развязки. JPMorgan оценивает вероятность «корейского варианта» (заморозка конфликта с западными гарантиями) в 15%, тогда как вероятность полной нормализации отношений и устойчивого мира — крайне низка. В документе подчеркивается риск постепенного дрейфа Украины в «серую зону», если Запад не предоставит устойчивых гарантий безопасности и финансирования. Также поднимается вопрос о будущем Европы, судьбе замороженных российских активов и возможном разрыве трансатлантического партнерства.
«Мы вновь находимся в исторической точке перегиба, — написал Даймон в предисловии к первому выпуску отчетов центра. — Мир после COVID формируют новые и конкурирующие силы: глобальное соперничество при высокой взаимосвязанности, стремительные технологические изменения, волатильность экономики, региональные конфликты и давление на демократические институты. Наш наибольший риск — геополитический».
По данным Bloomberg, Чоллета пригласил в проект вице-председатель JPMorgan Питер Шер, который по поручению Даймона начал формировать новое подразделение в 2024 году. Вместе с ним к команде присоединилась Лиза Сойер, также бывшая сотрудница Пентагона и ранее работавшая в отделе глобальных правительственных связей JPMorgan.
В последние годы инвестиционные банки Уолл-стрит активно нанимают бывших генералов, дипломатов, сотрудников Белого дома и спецслужб — в попытке адаптироваться к глобальным рискам. Среди нанимателей — Lazard, Schroders, Goldman Sachs, KKR, Mastercard и другие. В их штат вошли экс-офицеры MI6, ЦРУ, британского агентства GCHQ, а также бывшие дипломаты и военные. В мае 2025 года Citigroup привлек экс-торгового представителя администрации Трампа Роберта Лайтхайзера, а JPMorgan еще в 2023 году пригласил в советников бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли.
Бывшие разведчики теперь помогают не только анализировать выборы, конфликты и режимы санкций, но и объяснять потенциальные сценарии клиентам и сотрудникам компаний. Например, после начала войны в Газе сотрудники ЦРУ провели брифинги для Lazard, а в Schroders геополитику региона объясняли экс-глава британских вооруженных сил Ник Картер и бывший посол в Китае Себастьян Вуд.