Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

«Невмешательство и равные права для всех». Как Си Цзиньпин построил новый миропорядок

Си Цзиньпин хочет вписать своре имя не только в китайскую, но и в мировую историю. Именно благодаря нему изменилась китайская официальная идеология – теперь это сплав учений Конфуция и Карла Маркса.

В 2015 году запустил проект Made in China, в результате которого Китай из "мировой обшивочной" превратился в гиганта высоких технологий. Теперь тут делают все - от электромобилей до человекоподобных роботов.

И понятно, почему Си Цзиньпину уже тесно в Китае: еще в 2013 году он предложил идею "Один пояс - один путь". Теперь китайский лидер создает новый миропорядок, свидетельствует исследование Международного института стратегических исследований (IISS).

Сам Си Цзиньпин на заседании Генассамблеи ООН призвал крупные страны больше не действовать как «гегемоны, навязывающие свою волю другим». И изложил революционно новые принципы, которые легли в основу новой внешнеполитической доктрины Китая.

Первый - это поддержка Устава ООН.

Второй - невмешательство во внутренние дела стран.

Третий - обеспечение равных прав и возможностей для всех государств в международных организациях.

Четвертый - демократизация международных отношений.

Пользуясь этой концепцией, Китай стремится стать ведущим представителем стран Глобального Юга - Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. Китайские дипломаты и военные укрепляют отношения со странами в этих регионах, заполняя заполнить нишу, образовавшуюся после ослабления влияния США еще в первые годы президентства Дональда Трампа.

Китай уже приложил значительные усилия для получения поддержки со стороны стран Глобального Юга, используя ряд экономических, политических и социокультурных подходов, говорится в исследовании IISS.

Китай инвестировал в инфраструктуру и предоставлял кредиты многим странам Глобального Юга. Западные аналитики давно изучали эти проекты, при этом упуская из виду то, какую важную роль в стратегии Си Цзиньпина играет дипломатия. А ведь, начиная с 2023 года сам Си и другие высшие руководители Китая проводит всё больше двусторонних встреч с главами государств Глобального Юга.

Лидеры Китая только в прошлом году провели в общей сложности 58 двусторонних встреч с иностранными официальными лицами. Причем большая часть зарубежных поездок Си Цзиньпина связана с участием в многосторонних саммитах. Это Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - все, в которых Китай играет ведущую роль.

В то же время резко выросло количество визитов иностранных лидеров на встречу с Си Цзиньпином в Китай: только в 2024 году Китай посетили в общей сложности 84 главы государств. Это беспрецедентно большое число. Примечательно, что подавляющее большинство лидеров, прилетавших к Си, были из стран, которые относят к Глобальному Югу, а не к Западу, отмечают IISS.

Причем это не просто рядовые встречи для подписания дежурных документов, а реально переформатирование мирового порядка. На 12 встречах с лидерами стран Глобального Юга, состоявшихся за рубежом в 2024 году, Си Цзиньпин продвигал «новую китайскую модель» (ту самую, которую он озвучил в ООН) и обещал поддерживать основные интересы других стран.

- Дипломатия главы государства заключается не в том, чтобы Си Цзиньпин чаще ездил за границу, а в том, чтобы укрепить его позиции в качестве мирового лидера, приглашая других лидеров в Китай, - пишут американские эксперты Эрик Грин и Мия Новенс. - Акцент на странах Глобального Юга значительно перевешивает число встреч, проведенных китайскими лидерами с европейскими партнерами и лидерами России.

И ведь Си Цзиньпин - далеко не единственный, кто представляет Китай на международной арене. Все большую роль играет Центральный военный совет Китая и министр национальной обороны Дун Цзюнь. Военные лидеры Поднебесной провели в прошлом году 58 двусторонних встреч с иностранными официальными лицами. Причем такие саммиты редко проводятся за рубежом, все больше лидеров летают в Китай на аудиенции.

Неудивительно, что большинство из них были с представителями соседних государств в Азии (31). Кроме того, министр Дун провёл двусторонние встречи с 6 министрами обороны из стран Африки к югу от Сахары, одной военно-морской делегацией из Нигерии и командующим военно-морскими силами ЮАР. Африка - новая точка приложения китайских сил.