В понедельник официальные лица Великобритании и Евросоюза, в частности премьер Соединённого Королевства Кир Стармер и глава Еврокомисси Урсула фон дер Ляйен, встретились в Лондоне на первом официальном саммите после Brexit. Сразу же обе стороны договорились заключить соглашение о доступе к рыболовству для судов ЕС в водах Великобритании, а также объявить детали нового партнёрства в сфере обороны и безопасности.
Впервые за пять лет после Brexit Великобритания и ЕС вновь решили слиться в обоюдной страсти. В понедельник официальные лица встретились в Лондоне на своем первом официальном саммите после выхода Британии из блока. Правительство Стармера, которое встречалось с председателем ЕК фон дер Ляйен и другими высокопоставленными лицами ЕС, назвало саммит важной вехой в перезагрузке отношений с торговым блоком из 27 стран.
Британские СМИ сообщили в понедельник, что обе стороны договорились о соглашении о доступе к рыболовству для судов ЕС в водах Великобритании перед саммитом. Чиновники также должны были объявить детали нового партнёрства Великобритании и ЕС в сфере обороны и безопасности, которое позволит Великобритании получить доступ к программе кредитования обороны ЕС, говорится в сообщениях.
Желание проснулось у обеих сторон, прямо и откровенно заявил об этом сам Стармер, сказав, что хочет «отойти» от «застоявшихся» политических дебатов по Brexit. Как провинившийся жених, честное слово. Правительство Стармера надеется, что соглашения смогут улучшить британскую экономику, которая пострадала от спада торговли с ЕС, вызванного ростом расходов и бюрократической волокиты после выхода Соединённого Королевства из блока в 2020 году.
Что же до Евросоюза, то второе готовящееся соглашение в сфере обороны сейчас будет для ЕС как раз кстати. США потихоньку снижают эту поддержку, а поэтому заменить Америку на Великобританию представляется фон дер Ляйен и компании выгодной сделкой.
Став премьер-министром, Стармер стремился перезагрузить отношения с ЕС после многих лет напряжённости, возникших после референдума о Brexit в Великобритании в 2016 году.
Отношения между сторонами регулировались торговым соглашением, заключённым тогдашним премьер-министром Борисом Джонсоном. Стармер считает, что его можно улучшить таким образом, чтобы стимулировать торговлю и укреплять безопасность: «Речь идёт о том, чтобы улучшить положение людей, сделать страну более безопасной и обеспечить больше рабочих мест в Великобритании».
По словам Стармера, более прочные связи с ЕС принесут «больше выгод Соединённому Королевству» после торговых соглашений, которые Великобритания заключила в последние недели с Индией и США.
Хотя на экспорт товаров между обеими сторонами не налагаются пошлины, ряд нетарифных барьеров, включая более обременительные пограничные проверки и трудоемкое оформление документов, затрудняют торговлю, отмечает Associated Press.
Переговоры об укреплении связей в основном были сосредоточены на вопросах безопасности и обороны, а также на плане мобильности молодёжи, который позволил бы молодым британцам и европейцам временно жить и работать на территории друг друга.
Это остаётся политически щекотливым вопросом в самой Великобритании, который некоторые сторонники Brexit рассматривают как постепенный возврат к свободе передвижения, хотя у Великобритании уже есть аналогичные соглашения с такими странами, как Австралия и Канада.
Вопрос рыболовства, кстати, тоже в своё время был камнем преткновения в отношениях сторон, и споры даже чуть не сорвали сделку по Brexit.
Но усилия Стармера критически воспринимаются оппозицией. Партия Reform UK, недавно одержавшая крупную победу на местных выборах, и оппозиционная Консервативная партия уже назвали сделку «капитуляцией» перед ЕС ещё до того, как были подтверждены какие-либо подробности. Президент США Дональд Трамп, поддержавший Brexit, также может стать потенциальной головной болью для Стармера.