Ситуация в Ливии все больше напоминает закипающий котел. К такому выводу пришел корреспондент "Российской газеты", который сейчас находится в стране.
Накануне в ливийских пабликах появилось многозначительное видео. В подписи к нему говорилось, что из Триполи эвакуируются сотрудники турецкого посольства. Кадры подхватили средства массовой информации и вызвали переполох. Контролирующие западную часть страны власти Правительства национального единства (ПНЕ) даже выступили с опровержением.
"Иностранные посольства, аккредитованные в Ливии, продолжают выполнять свои обязанности без каких бы то ни было изменений", - говорилось в официальном релизе Министерства иностранных дел ПНЕ.
Дипломатическое ведомство призвало прекратить распространение слухов, и в скором времени выяснилось, что турецкое посольство лишь эвакуирует граждан своей страны. Эта мера стала вынужденной. Сейчас все посольства призывают своих соотечественников покинуть Ливию.
Несколько дней назад в этой стране развернулись тревожные события. Все началось с гибели полевого командира, который командовал Подразделением поддержки стабильности Абдель Гани аль-Кикли. В западноливийской столице - городе Триполи - начались столкновения между подразделениями армейского ведомства Правительства национального единства и отрядами Кикли. Однако ситуация быстро стабилизировалась, и военное ведомство ПНЕ объявило об окончании своей спецоперации.
Город и вся страна замерли в режиме тревожного ожидания. Убийство влиятельного полевого командира стало еще одним тревожным звонком. Ливия с 2011 года живет в состоянии продолжающегося кризиса.
Внешне в Триполи сохранялось определенное спокойствие. Однако в воздухе витало напряжение.
"Ситуация очень опасная. Все боятся беспорядков, которые могут начаться в городе", - рассказал корреспонденту РГ один из ливийских силовиков по имени Ахмед.
И беспорядки начались. У штаб-квартиры Правительства национального единства, а также здания ПНЕ в Триполи собрались протестующие. Они требовали отставки триполийского премьера Абдельхамида Дбейбы. Чтобы справиться с толпой, триполийские силовики даже открыли стрельбу по собравшимся.
Тем временем оставшиеся без своего командира представители "Подразделения поддержки стабильности" выступили с официальным заявлением. В нем также прозвучали обвинения в адрес триполийского премьера Абдулхамида Дбейбы, старающегося сохранить раскол в стране.
"И это был весьма недвусмысленный намек. Группировки не собираются сдаваться. В Триполи наблюдается большая концентрация различных группировок, которые не подчиняются Правительству национального единства. Формально они могут даже входить в состав тех или иных сил, но по факту не подчиняются никому, кроме самих себя", - пояснил корреспонденту РГ Ахмед.
Собеседник затруднился назвать точное количество триполийских группировок. Их десятки. Помимо крупных на западе Ливии действуют десятки локальных отрядов, которые связаны с местными кланами и криминальными структурами. Общее число различных групп может доходить до полусотни.
На международной арене хорошо понимают, чем может обернуться сложившийся расклад. Миссия ООН по поддержке Ливии (UNSMIL) выразила глубокую обеспокоенность в связи с боестолкновениями в Триполи.
"UNSMIL глубоко встревожена эскалацией насилия в густонаселенных районах Триполи, продолжающихся вторую ночь подряд, что подвергает множество мирных жителей серьезному риску. Миссия настоятельно призывает к немедленному, безусловному прекращению огня во всех населенных районах, предупреждая, что продолжающиеся боевые действия только усугубляют нестабильность в Триполи и по всей Ливии", - говорилось в сообщении. Международные правозащитные организации призвали привлечь к ответственности лидеров ополчения, которые участвовали в недавних столкновениях в Триполи и положить конец "культуре безнаказанности".
В свою очередь официальная Анкара призвала все стороны конфликта в Триполи безотлагательно начать диалог для урегулирования своих разногласий.
Но самым весомым внешним для Триполи заявлением стал призыв спикера Палаты представителей Ливии Агилы Салеха. Он обратился к Высшему государственному совету официального Триполи с предложением начать коммуникацию с ливийским парламентом для скорейшего формирования единого правительства, чтобы "успокоить ситуацию и установить безопасность и мир".
Вес этого заявления важен в контексте ситуации в Ливии, которая уже несколько лет живет в состоянии замороженного конфликта между востоком и западом. Правительство национального единства со штаб-квартирой в Триполи удерживает лишь часть западной территории Ливии. Восток страны контролирует Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием генерала Халифы Хафтара.
В нынешней ситуации политическая ситуация в Ливии остается достаточно запутанной. Легитимный парламент страны поддерживает генерала Халифу Хафтара и находится на востоке страны. Именно парламент и может формировать правительство Ливии.
Однако западная коалиция и ООН признает Правительство национального единства и контактирует именно с ПНЕ. И это создает условия для раскола Ливии, который сохраняется уже несколько лет.
В последние годы основные усилия политических сил, как внутри страны, так и на внешнем периметре, были сосредоточены на объединении востока и запада. Однако все попытки постоянно срывались.
В сложившихся обстоятельствах теперь в Ливии сразу два города считаются главными. Западным центром стал Триполи. Столицей востока страны является Бенгази. Генерал Халифа Хафтар превратил его в стремительно развивающийся центр, восстанавливающийся быстрыми темпами.
Пережившие тяжелые боевые действия районы Бенгази заполнены строительной техникой, которая осуществляет реконструкцию. Мальчишки играют в футбол, а городская набережная каждый вечер заполняется толпами прохожих, которые без опаски выходят прогуляться и подышать свежим морским воздухом даже вечерами.
В 2019 году генерал Халифа Хафтар пытался навести порядок в стране и начал операцию, в ходе которой предпринял наступление на Триполи. Однако Правительство национального единства нашло поддержку у целого ряда стран, в числе которых были Турция, Катар, Италия, США, Великобритания.
Коалиционная поддержка ПНЕ сделала свое дело. Наступление Ливийской национальной армии было сорвано, и начиная с 2020 года конфликт в Ливии перешел в стадию заморозки. Памятуя об этом, ряд политологов обратили внимание на экстренную переброску техники ЛНА в сторону западной границы. Эксперты даже высказали осторожные предположения о возобновлении вооруженного противостояния между востоком и западом.
Однако эта переброска стала лишь реакцией на столкновения в Триполи. Присущей военным приготовлениям суеты в восточной столице Ливии не наблюдается. Бенгази живет своей жизнью.