Названы скрытые смыслы поездки Трампа на Ближний Восток

Поездка Дональда Трампа по Ближнему Востоку - это нечто большее, чем контракты на миллиарды долларов, парады верблюдов и буря на родине из-за предложения Катара предоставить президенту США новый самолет, утверждается в аналитическом материале CNN.

Названы скрытые смыслы поездки Трампа на Ближний Восток
© Московский Комсомолец

Турне, вносит путаницу в геополитический паззл региона: куда бы Трамп ни поехал, он приносит с собой потрясения, которые могут создать новые возможности, отмечает CNN. И он идет на риск – например, его решение отменить санкции в отношении Сирии, чтобы дать второй шанс разоренной войной стране.

Но этот шаг поднимает извечный вопрос о внешней и торговой политике Трампа в целом. Сможет ли он проявить себя в достаточной степени, чтобы добиться подлинных прорывов, используя созданные им возможности?

Одержимость Белого дома превозносить Трампа означает, что его наиболее значимые инициативы часто захлебываются шумихой.

Таким образом, сделка с Катаром по покупке самолетов Boeing стоимостью в десятки миллиардов долларов привлекла в среду больше внимания на родине, чем его встреча в Эр-Рияде с новым сирийским президентом Ахмедом аль-Шараа. Историческая первая встреча лидеров США и Сирии за последние 25 лет может стать главной инициативой турне Трампа, отмечает CNN.

До того, как он сверг Башара Асада, аш-Шараа был лидером боевиков, который присягнул на верность "Аль-Каиде" (запрещенная в России террористическая организация) и за голову которого США назначили награду в 10 миллионов долларов. Тем не менее Трамп встретился с ним и отменил санкции США в отношении его охваченной гражданской войной страны, надеясь дать ей шанс объединиться и спасти мирных жителей, столкнувшихся с жестоким голодом.

Геополитическая встряска Трампа Сирией не заканчивается, констатирует CNN. Он использовал эту поездку, чтобы усилить давление на Иран, чтобы тот согласился на ограничения своей ядерной программы, предупредив о военных действиях в случае отказа, но явно пытаясь предотвратить ужасную перспективу новой войны на Ближнем Востоке.

Его поездка также высветила растущий интерес к премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, который считался идеологическим единомышленником 47-го президента, но все больше вызывал недовольство Трампа.

За кулисами команда Трампа ведет переговоры с официальными лицами Катара и Саудовской Аравии о том, как облегчить гуманитарный кризис в Газе, вызванный израильской блокадой и нападениями, в результате которых погибли десятки тысяч мирных жителей. Ответом Нетаньяху стало заявление о том, что у него “нет выбора”, кроме как продолжать борьбу, и он нанес удар по больнице по лидеру ХАМАС, который был бы необходим для любых мирных переговоров.

Нет никакого ощущения, что союз США с Израилем находится под угрозой, признает CNN. Но разногласия между Трампом и Нетаньяху также возникли из-за соглашения США о прекращении ракетных обстрелов повстанцами-хуситами в Йемене, которое не касалось Израиля; из-за того что Трамп на этой неделе заключил сделку в обход израильтян по освобождению последнего живого американского заложника в Газе; и из-за решения о санкциях в отношении Сирии.

Решение Трампа отменить санкции в отношении Сирии представляет собой одну из крупнейших внешнеполитических авантюр за время его второго президентского срока.

Подробности сложной дипломатии, которая, должно быть, привела к этому решению, пока не разглашаются. Но этот шаг отражает понимание того, что Сирия, опустошенная многолетней гражданской войной, находится на переломном этапе, занимает жизненно важное место на карте региона и потенциально может погрузиться в еще больший хаос, если ситуация еще больше ухудшится.

Президент сказал журналистам, что, по его мнению, у аш-Шараа “есть реальный шанс сохранить единство”. Позже официальные лица заявили, что Трамп хочет, чтобы Сирия в конечном итоге признала Израиль. Это стало бы экстраординарной трансформацией в регионе, охваченном ненавистью, прогнозирует CNN.

Фирас Максад, директор по связям с общественностью Института Ближнего Востока, сказал корреспонденту CNN Бекки Андерсон, что решение по Сирии стало значительной победой Трампа в ходе поездки, в которой преобладали экономические проблемы. “Я думаю, что Трамп был очень осторожен, и я бы сказал, очень заинтересован в достижении геополитических успехов, - сказал Максад. - Что бы ни происходило в Сирии, это не останется в Сирии”.

Этот шаг президента отражает готовность некоторых европейских и ближневосточных лидеров скрыть неприязнь к прошлой деятельности аш-Шараа в надежде, что он сможет предотвратить возобновление гражданской войны.

Как ни странно, политическое решение Трампа вызывает одобрение даже у некоторых давних критиков. “Я думаю, что это хороший шаг, - заявил в среду в интервью CNN News Central Леон Панетта, бывший директор ЦРУ и министр обороны США. - Я думаю, что Трамп прав, потому что этот человек смог возглавить это восстание, смог свергнуть Асада и, насколько я могу судить, работает над тем, чтобы попытаться стабилизировать сложную ситуацию в Сирии”.

Решение Трампа отменить санкции было принято по настоянию Саудовской Аравии и Катара, которые оба хотят избежать распространения беспорядков в Сирии. В Эр-Рияде, Вашингтоне и Дохе также есть желание предотвратить возвращение внешних сил в Сирию, которая десятилетиями подвергалась иностранному вмешательству со стороны таких государств, как Иран, Россия, Турция и Израиль.

Но Трамп идет на риск, констатирует CNN.

Хотя за пределами страны аш-Шараа считают главной надеждой Сирии на стабильность, растет обеспокоенность тем, что его правительство не защищает религиозные и этнические меньшинства. Тем временем в Вашингтоне высокопоставленные члены конгресса захотят получить гарантии того, что он изгонит элементы ИГИЛ («Исламское государство» – запрещенная в России террористическая организация), прежде чем они согласятся отменить санкции, закрепленные в законе, от которых президент не может отказаться самостоятельно.

Если Трамп хочет привести Сирию к стабильности, ему нужно будет использовать мощь Соединенных Штатов для объединения стран-единомышленников. Подобная работа с союзниками вряд ли является отличительной чертой нынешнего Белого дома. И это еще одна проблема для растянутой внешнеполитической команды, которой мешают хаотичные кадровые решения и неопытность некоторых ключевых игроков – например постоянного представителя Трампа Стива Уиткоффа.

Трамп, похоже, уже готовился к тому, чтобы возложить вину на других, если его решение будет иметь неприятные последствия, несколько раз отметив, что одной из причин отмены санкций была поддержка наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана. “О, что я делаю для наследного принца”, - сказал Трамп.

Некоторые из недавних побед Трампа вряд ли свидетельствуют о том, что он готов выполнять тяжелую дипломатическую работу. Он утверждал, что заключил крупные торговые сделки с Великобританией и Китаем. Но их правильнее было бы охарактеризовать как заявления о намерении достичь соглашений. Если введенные во вторник санкции будут аналогичными, его сирийская дипломатия никогда не достигнет своих целей, отмечает CNN.

Есть еще одна причина для беспокойства. Трамп описал бывшего террориста аш-Шараа как “отличного молодого привлекательного парня” и “бойца”. Примечательно, что, учитывая связи сирийского лидера с “Аль-Каидой” (запрещенная в РФ террористическая организация), президент отметил, что у него "очень богатое прошлое".

История полна примеров, когда Вашингтон доверял лидерам-крутым парням на Ближнем Востоке, чтобы сохранить страны, раздираемые религиозными и племенными разногласиями, в целости и сохранности. В Ираке такая ставка в конечном итоге стоила тысячам американских жизней, напоминает CNN.

Но Трамп настроен более оптимистично. “Пришло их время проявить себя, - сказал он. - Удачи, Сирия. Покажите что-нибудь особенное”.