Ближневосточный триумф: Трамп заключил крупнейшую сделку с саудовским королевством
США и Саудовская Аравия заключили оружейную сделку на сумму 142 миллиарда долларов. Белый дом сообщил о сделке, заключенной во время первой остановки четырехдневного дипломатического тура президента США по странам Персидского залива.

Соединенные Штаты и Саудовская Аравия подписали оружейную сделку на сумму 142 миллиарда долларов, которую Белый дом называет “крупнейшим соглашением о продаже вооружений в истории”, в рамках первого пункта остановки четырехдневного дипломатического турне Дональда Трампа по странам Персидского залива, направленного на заключение крупных сделок и демонстрацию преимуществ проводимой Трампом внешней политики.
Во время поездки Белый дом также подтвердил, что Трамп встретится с новым лидером Сирии Ахмедом аш-Шараа, бывшим командиром джихадистских боевиков, чьи силы помогли свергнуть Башара Асада в 2024 году. Неофициальная встреча станет первой личной встречей между президентом США и сирийским лидером с 2000 года, когда Билл Клинтон встретился с покойным президентом САР Хафезом Асадом в Женеве, напоминает The Guardian.
Выступая на инвестиционном форуме во вторник, Трамп заявил, что планирует отменить санкции в отношении Сирии после проведения переговоров с президентом Саудовской Аравии Мухаммедом бен Салманом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. “Я отдам приказ о прекращении санкций против Сирии, чтобы дать им шанс на величие”, - заявил Трамп.
Джихадист аш-Шараа, пытавшийся добиться расположения президента США, предлагал доступ к сирийской нефти, контракты на реконструкцию и строительство башни Трампа в Дамаске в обмен на отмену санкций США в отношении Сирии.
Хотя детали смягчения санкций все еще остаются неясными, команда Шараа в Дамаске праздновала победу.
“Это удивительно, это сработало”, - сказал Радван Зиаде, сирийский писатель и активист, близкий к президенту Сирии. Он поделился фотографией первоначального макета башни Трампа в Дамаске. “Вот как вы завоевываете его сердце и разум”, - сказал он, отметив, что Шараа, вероятно, покажет Трампу проект во время их встречи в Эр-Рияде в среду.
Визит Трампа был в значительной степени сосредоточен на деловых интересах и обеспечении быстрых побед. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед пообещал инвестировать в Соединенные Штаты 600 миллиардов долларов во время обеда с Трампом, в том числе 20 миллиардов долларов в центры обработки данных с искусственным интеллектом, закупки газовых турбин и другого энергетического оборудования на сумму 14,2 миллиарда долларов, почти 5 миллиардов долларов в самолеты Boeing 737-8 и другие сделки.
Но детали конкретных обязательств оставались расплывчатыми, цифры, озвученные Белым домом, не превышали 600 миллиардов долларов, и некоторые программы были начаты еще при администрации Джо Байдена, отмечает The Guardian.
Белый дом назвал оружейную сделку “крупнейшим соглашением о продаже вооружений в истории” и заявил, что она включает в себя планы более десятка оборонных компаний США по продаже оружия, оборудования и услуг в области развития военно-воздушных сил и космического потенциала, противовоздушной и противоракетной обороны, а также пограничной и морской безопасности.
Президента США встречала королевская гвардия, когда он прибыл в Эр-Рияд во вторник. Истребители Королевских ВВС Саудовской Аравии F-15 сопровождали самолет Air Force One Трампа, когда президентский борт прибыл в Эр-Рияд, и Трамп сидел с Салманом в богато украшенном зале Королевского двора во дворце Аль-Ямама с представителями американской и саудовской бизнес-элиты. Среди них были Илон Маск, выдающиеся деятели в области искусственного интеллекта, такие как Сэм Альтман, а также руководители IBM, BlackRock, Citigroup, Palantir и Nvidia и другие.
Когда Салман пообещал, что Саудовская Аравия инвестирует в экономику США 600 миллиардов долларов, Трамп улыбнулся и пошутил, что инвестиции должны составить 1 трлн долларов.
Поездка является частью перестройки ближневосточной политики, в которой доминирует платформа Трампа “Америка прежде всего”, ставящая внутренние экономические интересы и интересы безопасности США выше иностранных альянсов и международного права, констатирует The Guardian. Критики заявляли, что заключение сделок расширяет возможности Трампа и группы бизнесменов из окружения президента, а семья президента США имеет деловые интересы в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и Катаре, что создает для нынешней администрации беспрецедентный конфликт интересов.
Самым ярким примером новой коммерциализации американской внешней политики при Трампе стал предполагаемый подарок от правящей семьи Катара - роскошный реактивный самолет Boeing 747-8, который, по словам Белого дома, может быть переоборудован в президентский самолет, а затем передан президентской библиотеке Трампа после того, как он покинет свой пост.
Этот подарок вызвал гнев демократов в Конгрессе, один из которых назвал его “воздушным дворцом” и сказал, что это будет “самый ценный подарок, когда-либо преподносившийся президенту иностранным правительством”.
Трамп выступил в защиту этого предложения, заявив в своем посте, что лайнер “заменит 40-летний президентский самолет Air Force One, временно, в рамках очень публичной и прозрачной сделки”, и назвал демократов, требующих этического расследования, “неудачниками мирового класса!!!”.
Встреча Трампа и Салмана сопровождалась улыбками и дружескими похлопываниями по спине, что резко контрастировало с предыдущими саммитами, когда саудовский лидер был вовлечен в споры по поводу убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году, подчеркивает The Guardian.
В то время как его администрация рекламировала крупные сделки, Трамп также признал, что для достижения его геополитических целей, связанных с дипломатическим признанием Саудовской Аравией Израиля, потребуется время, в значительной степени из-за того, что Израиль ведет войну в Газе.
“Это будет особенный день на Ближнем Востоке, когда весь мир будет наблюдать за этим, когда Саудовская Аравия присоединится к нам”, - сказал он в рамках соглашения Абрахама, рамочного соглашения администрации Трампа о признании арабскими государствами Израиля. “И я действительно думаю, что это будет что–то особенное, но вы сделаете это в свое время”.
Трамп также должен посетить Объединенные Арабские Эмираты в четверг, прежде чем отправиться в Катар на этой неделе.
Его переговоры в регионе характеризовались крупными инвестиционными сделками, которые, по-видимому, также сыграли свою роль в изменении политики США в отношении Сирии.
Сирийский президент Шараа, который стремится к нормализации отношений с США, как сообщается, предложил Трампу ряд подсластителей, включая башню Трампа в Дамаске, демилитаризованную зону на Голанских высотах, которая укрепила бы притязания Израиля на территорию, которую он оккупирует с 1967 года, дипломатическое признание Израиля и соглашение о разделе прибыли о ресурсах, аналогичных сделке со сделкой по украинским природным ресурсам.
Идея предложить Трампу участок недвижимости с его именем в центре Дамаска принадлежала сенатору-республиканцу США, который передал эту идею команде Шараа.
Эта поездка, обращает внимание The Guardian, также необычна из-за решения Трампа не посещать Израиль, ближайшего союзника США в регионе, из-за войны в Газе и напряженных отношений Трампа с Биньямином Нетаньяху. ХАМАС освободил последнего оставшегося американского заложника Эдана Александера накануне визита Трампа на Ближний Восток в попытке подтолкнуть Трампа оказать давление на Нетаньяху с целью прекращения войны.
Во вторник Нетаньяху, демонстрируя неповиновение, удвоил военные усилия, заявив, что любое прекращение огня будет лишь “временным”. “В ближайшие дни мы введем все свои силы, чтобы завершить операцию по разгрому ХАМАСА”, - сказал он. “Наши войска уже находятся там”. “Не будет ситуации, когда мы остановим войну”, - добавил израильский премьер.