Как наука способствует восстановлению популяции лососевых

За последнее столетие состав водных биоресурсов Амура заметно расширился за счет вселенцев. В их числе теплолюбивые виды из Китая и морозостойкие из сибирских рек. Но тихоокеанские лососи в Амуре в видовом отношении не изменились. Это прежде всего сима, горбуша, кета. В малых количествах встречаются кижучи, а также хариусы, сиги. При этом численность лососей может в разные периоды меняться, причем в разы. Подробнее об этом в интервью "РГ" рассказал руководитель хабаровского филиала ВНИРО, кандидат биологических наук Денис Коцюк.

Как наука способствует восстановлению популяции лососевых
© Российская Газета

Денис Владимирович, как происходит оценка численности лососевых в Амуре?

Денис Коцюк: Мы изучаем скат молоди, заход производителей, ведем подсчет численности различными методами - от применения акустического оборудования до запуска БПЛА. То есть проводится полный комплекс исследований тихоокеанских лососей. Для их сохранения и рационального использования разрабатываем адекватные правила рыболовства и такие оперативные меры, как ограничения по объемам, районам, срокам, орудиям добычи.

Большую роль в стабилизации запасов лососевых, их восстановлении и наращивании играет искусственное воспроизводство, которым на Амуре занимаются несколько госзаводов. К ним в дополнение планируется сеть коммерческих предприятий по разведению аквакультуры. Это перспективное направление, которое соответствует долгосрочным интересам общества, государства и бизнеса.

Как вы оцениваете сегодня степень опасности антропогенных вызовов для лососевых?

Денис Коцюк: Для исчезновения любого вида должны произойти очень мощные природные катаклизмы или крайне усилиться негативные антропогенные факторы. Так заложено природой. Безусловно, этого нельзя допустить.

Считаю, что посещение нерестилищ должно быть ограничено по примеру особо охраняемых заповедников. В федеральном законодательстве и в правилах рыболовства четко прописан запрет вылова на самих нерестилищах в период нерестового хода, на путях миграции к ним, установлены запретные зоны в устьях рек и многое другое.

В советское время не допускалось передвижение по рекам на моторных лодках в период нереста. Мы ходатайствовали о возобновлении этого правила, однако маломерные средства регулируются ГИМС МЧС, не относящейся к Росрыболовству. Тем не менее не оставляем эту идею и выступаем против создания около нерестилищ экологических троп для туристов. Нерестилища нужно рассматривать в качестве природных "роддомов", которые должны быть максимально закрыты и защищены от человеческого воздействия.

Между тем антропогенное влияние на все экосистемы будет объективно расти. И хотя Дальний Восток России еще не такой освоенный, как западная часть страны, дальнейшая его индустриализация неизбежна - будь то месторождения полезных ископаемых, транспортные артерии, линии электропередачи, трубопроводы или другая инфраструктура.

Это, с одной стороны, обязывает совершенствовать эксплуатацию водных биоресурсов, а с другой - создавать программы защиты природных экосистем. Мы на этот счет делаем свои предложения, несмотря на то что уровень индустриализации Амура на два порядка ниже, чем в соседнем Китае. В данном случае действовать нужно на опережение.

Эффективна ли, на ваш взгляд, действующая система регулирования численности анадромных видов рыб?

Денис Коцюк: Промысел анадромной группы рыб, нерестящихся в пресной воде и остальное время живущих в море, приходится регулировать очень оперативно, с учетом особой сложности прогнозирования ее подходов и заполнения нерестилищ. Для этого действуют федеральные нормативы, правила рыболовства, ведомственные приказы. На постоянной основе в Хабаровском крае работает комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб, уполномоченная вводить определенные ограничения. Эффективное влияние на промысел чрезвычайно важно для сохранения и устойчивого развития рыбной отрасли на основании научного комплексного подхода, отход от которого ради сиюминутной выгоды чреват негативными последствиями в дальнейшем.

Наряду с лососевыми к анадромным относится также азиатская корюшка. Большой ущерб ее поголовью наносит искусственно заселенный на Амур хищник - быстро размножающийся судак. Да, численность корюшки снизилась, как и у лососей, по сравнению с началом 2000-х. Особенно в неурожайные поколения. Однако введенные ограничения ее вылова по объемам и орудиям добычи уже дали положительный эффект. При этом нельзя перегибать палку, создавая искусственные барьеры для промысла и поставок полезной рыбы потребителю.

Эффективное регулирование промысла чрезвычайно важно для сохранения и устойчивого развития рыбной отрасли на основании научного комплексного подхода

Насколько критичны промышленные и бытовые стоки для лососевых на Амуре?

Денис Коцюк: Их влияние на амурских лососей требует специального изучения. Лососи находятся водах Амура короткое время, когда выходят с нерестовых бугров и скатываются мальками на нагул в море, а это как максимум месяц. И еще когда возвращаются на нерестилища в течение двух-трех недель прохода вверх по течению.

То есть из четырех-пяти лет жизни кеты она менее двух месяцев находится в пресной воде. С учетом слабой индустриализации Амура не берусь говорить о значимом влиянии на лососей промышленных стоков. Но и пренебрегать ими тоже не стоит. Безусловно, присутствуют определенные химические вещества, тяжелые металлы, но их воздействие кратковременно.

Мы не располагаем точными данными, сколько сбросов делают в Амур Китай и Россия. Судя по густонаселенности и плотной индустриальной застройке, КНР сбрасывает значительно больше в Сунгари и далее в Амур, чем наша страна. Но нужно отметить, что китайские коллеги весьма преуспели в очистке стоков. По ряду косвенных признаков вода в Сунгари стала гораздо чище за последние 15-20 лет. Ситуация на контроле Института водных и экологических проблем, который напрямую участвовал в российско-китайским мониторинге загрязнения Амура.

Планируется ли в перспективе на Амуре размещать новые рыбоводные предприятия?

Денис Коцюк: Мы в ближайшее время разработаем схему размещения заводов, которые, безусловно, нужны. Это непростая задача. Предстоит определить несколько зон только с искусственным воспроизводством. Амур - большая река, где сходятся интересы разных сторон, поэтому очень важно сделать все деликатно. Разумеется, вместе с ассоциациями, учитывая рекомендации бизнеса, и в тесной связи с правительством Хабаровского края.

Сейчас рано давать какую-любо конкретику, но уже ясно, что это будет неоднородная и сложная схема, с разными районными зонами, в зависимости от того, что там приемлемо размещать. В одном районе можно одно, во втором - другое, а где-то уместно все. Предстоит непростая работа, требующая всестороннего учета всех факторов и последствий.