Уголовные дела и интриги: кто претендует на пост президента в Республике Корея
12 мая официально началась предвыборная кампания в Республике Корея. Свои кандидатуры зарегистрировали семь политиков, но основная конкуренция, очевидно, развернется между двумя: бывшим председателем Демократической партии "Тобуро" Ли Чжэ Мёном и кандидатом от консервативной партии "Гражданская сила" Ким Мун Су.
На протяжении недель Ли Чжэ Мён опережает своих оппонентов с ощутимым отрывом в опросах общественного мнения, что позволяет называть его явным фаворитом президентской гонки. 11 мая бюро Realmeter опубликовало результаты исследования, согласно которым Ли Чжэ Мёна поддерживают 52,1% респондентов, бывшего министра труда Ким Мун Су — 31,1%.
Ким Мун Су представляет консервативный лагерь, чьи политические позиции были серьезно подорваны введением военного положения и импичментом теперь уже бывшего президента Юн Сок Ёля. "Гражданская сила" также переживает очевидный внутренний раскол. В общем, "по закону жанра" следующим президентом почти наверняка должен стать Ли Чжэ Мён.
Но события, произошедшие за майские праздники, показали, что политическая борьба в Республике Корея еще может преподносить сюрпризы и есть факторы, которые могут повлиять на исход выборов, которые запланированы на 3 июня.
"Слово не воробей"
Ли Чжэ Мён вплоть до выдвижения своей кандидатуры возглавлял Демократическую партию "Тобуро", которая контролирует большинство в парламенте. Он и его партия внесли решающий вклад в отмену военного положения 4 декабря, подвергли импичменту президента Юн Сок Ёля и премьер-министра Хан Док Су. Очевидно, на кого были устремлены взоры общественности после того, как 4 апреля Конституционный суд все же утвердил импичмент Юн Сок Ёля.
Но вплоть до недавнего времени одно обстоятельство ставило под вопрос политическую карьеру Ли Чжэ Мёна. В ноябре 2024 года окружной суд приговорил политика к условному сроку за нарушение закона о выборных должностях. Судьи пришли к выводу, что тот во время избирательной кампании в 2021 году соврал, что не знал человека, который был в центре коррупционного скандала.
Согласно закону, Ли Чжэ Мён должен лишиться права баллотироваться на пост президента в течение пяти лет, если наказание окажется суровее, чем штраф в 1 млн вон (примерно 56,7 тыс. рублей). Но 26 марта Высокий суд Сеула (суд второй инстанции) отменил это решение, оправдав политика. В ответ прокуратура подала апелляцию в Верховный суд. Всего же Ли Чжэ Мён участвует в пяти уголовных разбирательствах.
Хотя некоторые эксперты допускают, что речь здесь может идти не только о законности, но и о продолжении политической борьбы.
Большинство изданий и наблюдателей считали, что Верховный суд не успеет рассмотреть дело до выборов. В Республике Корея по подобным статьям стремятся придерживаться принципа 6-3-3: суду первой инстанции отводится шесть месяцев на рассмотрение дела, апелляционному и Верховному — по три. Но уже 1 мая Верховный суд огласил свое решение, которое понравилось не всем.
День труда
Верховный суд большинством голосов (10 против 2) постановил, что суд второй инстанции принял неверное решение. По интерпретации СМИ, из этого фактически следует, что вердикт должен быть обвинительным. В пределах часа после оглашения постановления Верховного суда исполнявший обязанности президента Республики Корея Хан Док Су заявляет о своем решении уйти в отставку, чтобы принять участие в выборах президента 3 июня.
Такая "комбинация", видимо, стала сильным политическим ударом для Демократической партии "Тобуро". Даже если суд второй инстанции не примет решения до 3 июня, постановление Верховного суда может вызвать сомнения у избирателей в легитимности кандидатуры Ли Чжэ Мёна.
Демократическая партия "Тобуро" обвинила Верховный суд "во вмешательстве в политический процесс", заподозрила судей в "сговоре с Хан Док Су" и начала ответные действия, или, как писали местные СМИ, готовила "политическую месть". Тем временем оппозиция запустила процедуру импичмента в отношении предполагаемого преемника Хан Док Су — вице-премьера Чхве Сан Мока.
"И.о. президента в кубе"
Согласно законам, голосование по резолюции об импичменте должно пройти не ранее 24 часов после того, как ее представили на пленарной сессии парламента, но и не позднее 72 часов.
Инициативу об импичменте Чхве Сан Мока представили в профильном органе аппарата парламента 21 марта. Однако через несколько дней Конституционный суд отклонил импичмент премьер-министра Хан Док Су, поэтому Чхве Сан Мок больше не был и.о. президента, что ставило под вопрос основания для импичмента и его целесообразность.
2 апреля Демократическая партия "Тобуро" представляет резолюцию на пленарной сессии парламента. После того как 4 апреля президент Юн Сок Ёль был отрешен от власти, "Тобуро" решает направить резолюцию об импичменте Чхве Сан Мока в комитет по законодательству на повторную проверку.
Комитет законопроект рассматривает, но не дает окончательного одобрения. 1 мая о документе вспоминают — одобряют заключение по проекту и в тот же вечер выставляют на голосование. Только добровольная и быстрая отставка Чхве Сан Мока остановила голосование.
В Демократической партии "Тобуро" настаивали, что голосовать в тот день было можно и даже нужно, потому что отсчет времени останавливался с момента отправки резолюции в профильный комитет на повторное рассмотрение. Так или иначе, за Конституционным судом было бы последнее слово, он может отклонить инициативу в силу отсутствия юридических оснований.
В итоге всех этих событий с 2 мая страну возглавляет второй вице-премьер и министр образования Ли Чжу Хо — "исполняющий обязанности президента в кубе".
"Наступление продолжается"
Тем не менее отдельные представители "Тобуро" не остановили давление на Верховный суд, очевидно намекая, что могут начать процедуру импичмента или инициировать расследование в отношении председателя этой инстанции. Судей даже "вызвали на ковер" в парламент.
Глава комитета "Тобуро" по выборам Юн Хо Чжун фактически выдвинул ультиматум: он потребовал от суда второй инстанции до 12 мая отложить разбирательства по делу Ли Чжэ Мёна на период после выборов. В противном случае он обещал, что партия применит все возможности, которые "делегированы народом парламенту, чтобы предотвратить государственный переворот со стороны судебной власти". В случае же победы на выборах Ли Чжэ Мён может рассчитывать на президентскую неприкосновенность.
Сторонники Юн Сок Ёля, включая Ким Мун Су, и ранее говорили об опасности "парламентской диктатуры". "Тобуро" контролирует большинство в парламенте.
Изначально первые слушания в рамках повторного разбирательства ожидались 15 мая. Однако 7 мая Высокий суд Сеула согласился с требованием оппозиции и перенес заседания, чтобы "гарантировать кандидату справедливые условия для проведения предвыборной кампании и устранить сомнения в законности судебного процесса".
"Такие действия сложно рассматривать иначе, как неповиновение перед судебной властью, злоупотребление законодательной властью и отрицание принципа разделения властей", — говорится в редакционной статье центристской газеты "Тона ильбо". Издание отмечает, что сам Ли Чжэ Мён несколько дистанцирует себя от подобной риторики, но призвало его вмешаться. "Сложно поверить, что об импичменте заговорили без его согласия. Растут опасения, что Ли Чжэ Мён в случае победы на выборах будет контролировать не только законодательную и исполнительную ветви власти, но и судебную", — пишет газета.
Консервативная газета "Чосон ильбо" указывает, что разбирательства по делу Ли Чжэ Мёна длятся уже более двух лет и семи месяцев, хотя судопроизводство должно соответствовать принципу 6-3-3, поэтому критику Верховного суда из-за скорости принятия решения она считает безосновательной.
Президентская неприкосновенность
На данный момент нет единого мнения насчет того, как широко можно трактовать президентскую неприкосновенность в Республике Корея. В конституции написано, что действующим президентам нельзя предъявить обвинения по уголовным статьям, за исключением государственной измены и мятежа, но неясно, нужно ли приостанавливать судебные процессы, начатые до избрания.
Демократическая партия "Тобуро" попыталась разрешить коллизию, предложив 2 мая поправки, согласно которым все судебные разбирательства по уголовным делам в отношении избранного президента должны будут ставиться на паузу.
В октябре — еще до событий военного положения — генеральный секретарь Конституционного суда Республики Корея в парламенте дал ответ, из которого следует, что Ли Чжэ Мён должен будет уйти с должности президента, если будет утвержден приговор, который лишает его права баллотироваться.
Переговоры об объединении
Не менее интересные события развивались в стане консерваторов. Раскол в партии обозначился в декабре, когда "Гражданская сила" разделилась на тех, кто осудил Юн Сок Ёля за введение военного положения, и тех, кто готов был его оправдывать до конца. Разногласия по этому принципу дали о себе знать снова: часть партии сейчас требует порвать с Юн Сок Ёлем окончательно.
В финал праймериз "Гражданской силы" вышли Ким Мун Су, который выступал против импичмента президента, и Хан Дон Хун, который еще 3 декабря проголосовал против военного положения, а затем выступал за добровольный уход Юн Сок Ёля с поста. На последнем этапе отбора, результаты которого были оглашены 3 мая, Ким Мун Су набрал 56,5% голосов, его конкурент Хан Дон Хун — 43,5%.
По некоторым данным, руководство "Гражданской силы" просило Хан Док Су принять участие в президентской гонке, видя в нем кандидата, который сумеет привлечь умеренных избирателей. Хан Док Су — не столько политик, сколько бюрократ, который проработал при либеральных и консервативных администрациях.
Результаты опросов общественного мнения показывали, что Хан Док Су популярнее Ким Мун Су. Последний до этого говорил, что готов объединить силы с премьер-министром Хан Док Су, если тот решит баллотироваться. Но теперь руководство партии столкнулось с сопротивлением со стороны Ким Мун Су, который в прошлом, по данным газеты "Чосон ильбо", "был легендой рабочего движения". В 1986 году во время диктатуры Ким Мун Су арестовали по подозрению в организации продемократических манифестаций, по данным СМИ, активист подвергся пыткам и два года провел за решеткой.
В мае этого года Ким Мун Су при переговорах с Хан Док Су заявлял, что партия отказывает в поддержке своему собственному кандидату и фактически требует от него снять свою кандидатуру в пользу бывшего премьера. Ким Мун Су предлагал провести дебаты с Хан Док Су, чтобы определить, кто кого поддержит.
"Полуночный переворот"
Руководство "Гражданской силы" обвиняло победителя своих же праймериз в "жалких попытках цепляться за свою кандидатуру", а рано утром 10 мая решилось на необычный шаг. Партия объявила, что отменяет результаты отбора и отзывает статус своего кандидата у Ким Мун Су. Открыла прием заявок от новых претендентов в период с 03:00 до 04:00 по местному времени, в итоге зарегистрировался один человек — Хан Док Су. Бывший министр труда назвал произошедшее "ночным переворотом" и даже пытался предотвратить замену кандидатов через суд.
Правда, на всепартийном голосовании эта рокировка не получила одобрения, и статус кандидата был возвращен Ким Мун Су. Он благополучно зарегистрировался в ЦИК в качестве кандидата от "Гражданской силы", временный глава партии подал в отставку, а бывший премьер пожелал всем удачи.
Возможно, подобная твердость принесет Ким Мун Су дополнительные очки. С другой стороны, он показал готовность корректировать позицию по поводу военного положения и импичмента, 12 мая принеся извинения гражданам, которые эмоционально "пострадали от военного положения".
Борьба противоположностей
В биографии двух главных кандидатов на президентское кресло — Ли Чжэ Мёна и Ким Мун Су — можно найти определенные параллели. Оба родились в бедных многодетных семьях в провинции Кёнсан-Пукто (у них было по шесть братьев и сестер), оба в молодости работали на заводах, оба в начале политического пути защищали интересы рабочего движения, оба были губернаторами столичной провинции Кёнгидо.
Однако южнокорейские СМИ считают, что главный лозунг и предложение избирательной кампании бывшего министра труда — не дать стать президентом Ли Чжэ Мёну. По их мнению, Ким Мун Су играет на идеологическом противопоставлении, а Ли Чжэ Мён предлагает себя как "кандидата для всех".
Издания называют такую позицию консерваторов слабой. Я же напомню, что голосование в 2022 году нередко описывалось как "выбор из двух зол". Во всяком случае, чувство антипатии лично к Ли Чжэ Мёну среди консервативно настроенных граждан, которое иногда преступает границы, может сыграть важную роль. 12 мая политик выступал в бронежилете, а в январе 2024 года на него совершили нападение, ранив ножом в шею.
Ли Чжэ Мён сохраняет преимущество, которое позволяет ему чувствовать себя уверенно: он популярен среди своей целевой аудитории, за ним большинство в парламенте, его партия добилась импичмента Юн Сок Ёля, судебные разбирательства отложены, он опытнее своего оппонента. Но именно все это может побудить часть избирателей проголосовать против него.
Упорство называют одной из черт характера Ли Чжэ Мёна, некоторые вещи в его биографии получались со второй попытки: избрание депутатом, мэром города Соннам, победа на праймериз "Тобуро". Политик уже однажды участвовал в выборах главы государства. Перевес тогда составил менее одного процентного пункта. По словам Ли Чжэ Мёна, в этот раз он "подготовился лучше".