Озвучены особенности политического пути возможного следующего президента Румынии Джордже Симиона
Всё интереснее складывается политическая ситуация в Румынии, где недавно прошёл первый тур повторных президентских выборов. Промежуточную пока победу одержал ультранационалист Джордже Симион, которого считали в определённой степени альтернативой обиженному румынскими властями Кэлину Джорджеску. Но лишь в определённой степени это так. Симион – гораздо более националистический кандидат, не зря возглавляет партию с говорящим названием «Альянс за объединение румын» (AUR).

Взгляды Симиона и Джорджеску совпадают на 100% лишь в вопросе помощи Украине, а уж если разбираться в деталях, то Симиона можно назвать чуть ли не главным ультранационалистом Европы, убеждённым и активным, но не призывающим к полному разрыву с Западом. Его победа вполне может перекроить многое во взаимоотношениях Румынии со многими (даже традиционно союзническими) государствами.
«Очень скользкий» кандидат
Отмена убедительной победы Кэлина Джорджеску после первого тура президентских выборов в декабре многих возмутила. И это всеобщее возмущение было объяснимо, ведь, по сути, Румыния пошла дальше всех в либеральной европейской компании и неправомерно сдвинула неугодного кандидата. Возмущение, причём в жёсткой форме, высказал и Джордже Симион – крепкий молодой (а сейчас ему всего 38 лет) лидер AUR.
Обоюдно Джорджеску и Симион друг друга поддержали, а последнего довольно быстро стали рассматривать «утешительной» фигурой для сторонников Джорджеску. Так оно и вышло.
«Это не просто победа на выборах. Это победа румынского достоинства. Это победа тех, кто не потерял надежды, тех, кто всё ещё верит в Румынию, свободную, уважаемую, суверенную страну!» – заявил Симион после победы в первом туре повторных президентских выборов 4 мая.
Да, румынский народ показал, на чьей он стороне. Но Симион – не копия Джорджеску, а поэтому эта промежуточная победа, если она станет полноценной 18 мая, может стать головной болью для того же прозападного сообщества не только в самой Румынии, но и в целом в Европе. Вот только никто её уже не отменит, но об этом чуть позже.
Как напоминает Financial Times, Симион впервые привлёк к себе внимание в 2012 году как националистический агитатор, выступающий за включение Молдовы в состав Румынии и присоединение к стране некоторых частей соседней Украины. Он по-иному стал высказываться о так называемой «угрозе» со стороны России для европейской безопасности и призвал прекратить помощь Киеву.
Развилка для Румынии? Безусловно. Проевропейский курс в этой стране держался с момента свержения в 1989 году Николае Чаушеску. Взятый курс на Запад к нынешнему времени стал в буквальном смысле трагедией для Румынии, которая перестала быть в классическом смысле самостоятельным государством. Скорее, эта держава стала восприниматься как верный пёс заокеанского хозяина – готова на всё, даже если это подорвёт суверенитет.
Так вышло, что Румыния попала в струю антизападного курса, который сейчас прокатывается по всей Европе. Однако, как и всё в этой стране, всё пошло по своему, особому, курсу. Как пишет западная пресса, ни одна другая страна не избирала такого бунтаря и бывшего футбольного хулигана, как Симион, который стал одним из основателей группы бандитских ультрас, известных своими расистскими лозунгами и жестокими срывами матчей.
Симион – действительно хулиган. В юности он, например, вместе со сверстниками любил разрисовать стены на крупных транспортных развязках по всей стране граффити с известным лозунгом румынских националистов «Бессарабия – это Румыния». По личным воспоминаниям автора этого материала, эту надпись действительно можно было встретить везде, даже на бетонных ограждениях на далёких горных дорогах. И вот к этому причастен в том числе и Джордже Симион.
Как отметил в разговоре с Financial Times эксперт по румынской политике в Орхусском университете в Дании Костин Чобану, трудно сказать, каковы именно политические позиции Симиона: «Он очень скользкий».
Симион, родившийся в восточной Румынии у родителей-экономистов, называет себя христианским патриотом, преданным защите семейных ценностей и национального государства от «глобалистской» либеральной элиты.
Интересно, но ключевым воспоминанием его детства было посещение в 10-летнем возрасте открытия первого в Румынии McDonald's. Позже он назвал этот эпизод его жизни определяющим в формировании его критических взглядов на влияние западного капитализма в посткоммунистической Румынии.
Косые взгляды на Молдавию
Родившийся в 1986 году в восточном городе Румынии Фокшани, Симион получил степень бакалавра в области бизнеса и администрирования в Бухаресте, а затем степень магистра в университете в северо-восточном городе Яссы. Он также стал участвовать в футбольных ультрас-группах, о чём мы упоминали ранее.
Он принимал участие в гражданской активности, в том числе присоединился к протестному движению против спорного проекта по добыче золота канадской компанией в горном западном регионе Румынии, где находятся некоторые из крупнейших в Европе месторождений золота. Он также агитировал за присоединение Молдавии к Румынии. И вот на этом стоит остановиться подольше.
Симион ещё в 2011 году стал соучредителем платформы Action 2012 (на румынском это звучит так – Acțlunea 2012). Коротко говоря, это так называемая коалиция неправительственных организаций, стремящихся к объединению Молдовы и Румынии.
В эту сомнительную коалицию входят порядка 30 НПО как из Румынии, так и из той самой лакомой Молдавии, США и целого ряда европейских стран. Ясно, что сама идея этой коалиции весьма ультранационалистическая. Учитывая курс нынешних молдавских властей под руководством Майи Санду и в целом западноцентричной Европы, не кажется ли это одной из причин, почему победу Симиона вряд ли отменят? Мы все видим, какие действия сейчас предпринимаются в отношении оппозиционных сил Молдовы (даже одной ситуации с главой Гагаузии Евгенией Гуцул достаточно). Ясно, что это осуществляется не без внешних сил. И вот здесь, в соседней Румынии, появляется такой на всё готовый Симион.
Ещё даже не думая о том, что когда-то он будет триумфатором президентской гонки, Джордже Симион организовал множество мероприятий, включая Марш столетия в 2018 году, охвативший 1300 километров для «продвижения румынско-молдавского единства». Так это звучало из уст организаторов этого мероприятия.
Подобный сомнительный активизм привёл к многочисленным запретам на въезд в Молдову, а сам чересчур активный Симион был объявлен персоной нон грата в 2015 году и снова в 2018 году за «угрозу национальной безопасности». Ему также ненадолго запретили въезд в Украину в 2024 году за предполагаемую «систематическую антиукраинскую деятельность».
Двойник Трампа и любимец Республиканской партии
Некоторые западные издания называют Джордже Симиона вторым Дональдом Трампом. В 2019 году Симион основал партию AUR, которая добилась известности на парламентских выборах 2020 года, провозгласив, что выступает за «семью, нацию, веру и свободу», и с тех пор удвоила свою поддержку, став второй по величине партией Румынии в законодательном органе. Она выступает против однополых браков (международное движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России) и имеет тесные связи с Румынской православной церковью.
Симион поддерживает Трампа. Недавно он заявил агентству AP, что партия AUR «идеально согласуется с движением MAGA», имея в виду движение президента США «Сделаем Америку снова великой». Нужны ли ещё объяснения, почему победу Симиона не отменят?
Политическая платформа Симиона была построена на яростной антисистемной повестке дня и популистской риторике. Во время пандемии COVID его партия организовала множество протестов против вакцинации и карантинов, воспользовавшись широко распространённым недоверием к властям.
Он назвал отменённые выборы в прошлом году «государственным переворотом» и начал демонстрировать более сильную популистскую риторику и религиозные послания, чтобы привлечь электорат Джорджеску. Он назвал нынешнюю политическую систему Румынии «гибридным режимом», который не смог обеспечить демократию после того, как революция 1989 года «свергла коммунизм».
В марте Симион вызвал споры после того, как во время акции протеста заявил, что лица, ответственные за то, что Джорджеску второй раз не выдвинул свою кандидатуру на пост президента, должны быть «освежёваны на площади», что побудило прокуратуру возбудить уголовное дело за подстрекательство к насилию. Он отверг обвинение, заявив, что это была «политическая метафора».
В то время как поддержка Дональда Трампа стала электоральной обузой для некоторых правых политиков, Симион считает её преимуществом, отмечает FT.
В феврале он посетил Конференцию консервативных политических действий недалеко от Вашингтона. И вот недавно председатель CPAC Мэтт Шлапп отплатил Симиону той же монетой, появившись на конференции, организованной партией AUR: «Если вы посмотрите на двух кандидатов, станет ясно, кто из них представляет наши ценности и наши политические позиции, и это Джордже».
Против Запада, но не совсем
Западные наблюдатели за румынской политикой давно считали Джордже Симиона пророссийским (что, конечно, совсем не так) и предупреждали, что его президентство якобы подорвёт позиции и Брюсселя, и НАТО.
Он отверг обвинения как «клеветническую кампанию» левых и сказал, что Россия была «главной угрозой» для Румынии за последние 200 лет и «остаётся таковой сегодня». После этого не должно остаться вопросов, относительно его «пророссийскости».
«Вот почему нам нужен сильный НАТО и нам нужны войска на местах в Румынии, Польше и странах Балтии», – заявил он, хотя и выступил против отправки дальнейшей военной помощи Украине.
«Опасность заключается не в том, кто станет следующим президентом Румынии, а в тех, кто хочет создать дистанцию и сформировать два разных противостоящих геополитических блока» между Европейским союзом и США, сказал он.
По поводу ЕС Симион заявил: «Мы хотим больше полномочий для 27 государств, а не для европейских институтов», и что он «полностью согласен» с позицией премьер-министра Италии Джорджи Мелони, которая была единственным главой правительства ЕС, присутствовавшим на инаугурации Трампа в январе.
Запад никак не может уяснить, что в Румынии нет пророссийских кандидатов. Все они – исключительно прорумынские, и Симион – прекрасное тому подтверждение.