Отказавшийся ехать в Израиль Трамп поставил своего союзника в неудобное положение
Израильский премьер Нетаньяху должен добиваться поддержки США, поскольку Трамп устал от войны Израиля в Газе, утверждается в аналитическом материале британского издания The Guardian. Президент США не посетит Израиль во время турне по Ближнему Востоку, а его посланник, как сообщается, заявил, что правительство Нетаньяху затягивает войну.

Спецпредставитель Трампа на Ближнем Востоке Стив Уиткофф не стеснялся в выражениях, пишет The Guardian. На встрече поздно вечером в воскресенье с бывшими заложниками и родственниками тех, кто все еще удерживается в Газе, он сказал им, что Израиль затягивает войну, которую США хотят прекратить, сообщают местные СМИ.
Накануне освобождения Эдана Александера, последнего оставшегося в живых американского гражданина, удерживаемого ХАМАС, Уиткофф рассказал о разногласиях между его боссом и правительством Биньямина Нетаньяху.
“Мы хотим вернуть заложников домой, но Израиль не желает прекращать войну. Израиль продлевает его, несмотря на то, что мы не видим, куда еще мы можем пойти, и что соглашение должно быть достигнуто”, – сказал Уиткофф на встрече, сообщает телеканал Channel 12 со ссылкой на источники, которые присутствовали на встрече.
Это стало последним в серии громких заявлений Белого дома, которые предполагают, что самый важный союзник Израиля разочарован своим правительством и, возможно, теряет интерес к его судьбе.
“Трамп не против Израиля, но он не заботится об Израиле, - комментирует Алон Пинкас, бывший израильский дипломат. - Что касается Трампа, то Нетаньяху стал раздражителем, и раздражителем, который не способствует пополнению банковского счета”.
Трамп, возможно, и не прибегал к открытым нападкам, но недавние политические шаги подорвали безопасность Израиля, ослабили его дипломатический авторитет и пошли вразрез с оборонной политикой Израиля.
На прошлой неделе Трамп объявил о заключении соглашения о прекращении огня с поддерживаемыми Ираном хуситами в Йемене, которое исключало Израиль. Он назвал повстанцев-хуситов “храбрыми” всего через несколько дней после того, как одна из их ракет попала в главный аэропорт Израиля. Нападения хуситов на Израиль продолжаются.
Ранее Трамп отклонил призывы Израиля к военным действиям против Ирана, вместо этого начав переговоры с Тегераном о прекращении его ядерной программы, напоминает The Guardian.
Через несколько дней после соглашения о прекращении огня с хуситами просочились новости о том, что администрация Трампа отказалась от требования времен Байдена, которое увязывало прогресс в гражданской ядерной программе Саудовской Аравии с нормализацией отношений с Израилем.
Саудовская Аравия исключила возможность нормализации отношений, пока Израиль ведет войну в Газе. Этот шаг Трампа ясно дал понять, что он не хочет, чтобы у него были связаны руки, когда он отправится в Эр-Рияд на этой неделе, чтобы заключить ожидаемые сделки на миллиарды долларов.
Его первая поездка в регион после возвращения в Белый дом также будет включать посещение Катара и Объединенных Арабских Эмиратов, но не Израиля. Такое заметное отсутствие в президентском маршруте было бы немыслимо в последние десятилетия, констатирует The Guardian.
Илан Барух, бывший посол Израиля, который сейчас возглавляет Политическую рабочую группу, выступающую за решение о сосуществовании двух государств, сказал: “Трамп, похоже, встал на совершенно новую траекторию. Израиль ожидал, что администрация Трампа будет придерживаться курса в рамках парадигмы "общих убеждений и взаимных стратегических интересов". Трамп - первый президент за целое поколение, который поставил это уравнение под сомнение”.
Сильная и долгосрочная поддержка Израиля большей частью республиканской базы Трампа означает, что Нетаньяху находится в лучшем положении, чтобы заручиться поддержкой США, чем такой деятель, как Владимир Зеленский, сказал Надав Эяль, научный сотрудник Колумбийского университета и комментатор израильской газеты "Едиот Ахронот".
“Что касается того, насколько серьезен ущерб, я бы сказал, что сейчас он непродолжителен... Это еще не полномасштабный кризис, - сказал он. - Я подозреваю, что обе стороны попытаются смягчить его, договориться и не превращать это в публичную конфронтацию”.
Тем не менее, празднование Нетаньяху израильско-американских связей в начале года, когда он был первым иностранным лидером, приглашенным в Белый дом на второй срок правления Трампа, теперь выглядит преждевременным.
Хотя освобождение Александера было согласовано без участия Израиля, Нетаньяху сначала не поблагодарил Трампа, а фактически поставил это себе в заслугу. “Ожидаемое освобождение солдата ЦАХАЛ Эдана Александера без чего-либо взамен станет возможным благодаря энергичной политике, которую мы проводим при поддержке президента Трампа, и благодаря военному давлению солдат ЦАХАЛ в секторе Газа”, - говорится в заявлении его канцелярии перед его запланированным освобождением.
Нетаньяху уже столкнулся с яростью семей заложников и их сторонников, которые утверждают, что он продлевает войну – и их страдания – ради личной политической выгоды.
Но резкая реакция Нетаньяху на освобождение Александера рискует вызвать гнев гораздо более могущественного врага, чья бесконечная жажда похвалы и почтения сейчас является основой глобальной внешней политики от Пекина до Брюсселя.
В посте Трампа, посвященном освобождению Александера, говорится о том, что он хочет видеть дальше: “Надеюсь, это первый из тех заключительных шагов, которые необходимы для прекращения этого жестокого конфликта. Я с нетерпением жду этого дня празднования!”
В Израиле существует широкая поддержка идеи прекращения войны в обмен на освобождение всех заложников, и опросы общественного мнения показывают, что более двух третей населения страны поддерживают сделку, отмечает The Guardian.
Но среди тех, кто хочет продолжать боевые действия, есть лидеры двух крайне правых партий, составляющих основу коалиции Нетаньяху. Это потенциально ставит Нетаньяху перед выбором: поддержать свое правительство или сохранить самые важные отношения Израиля.