Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Папу выбрать не смогли. Что дальше?

7 мая десятки тысяч католиков и туристов собрались на площади Святого Петра в надежде увидеть белый дым над Сикстинской капеллой, который означал бы, что конклав кардиналов смог выбрать нового папу римского. Однако ждать им пришлось долго: вместо 19 часов, когда планировалось «озвучить» результаты первого тура голосования, Ватикан известил мир только чуть позже 21-го часа. Результат был отрицательный, а это значит, что выборы продолжатся и сегодня. Что же произошло и чего ожидать в будущем от выборов главы Святого престола, разбирается «Парламентская газета».

Дым не дымит

Атмосфера на площади перед собором была наэлектризована. Сюда пришли десятки тысяч человек, а полиция выгоняла всех, у кого не было спецпропуска. Глаза присутствующих были прикованы к небольшой трубе, которую установили на этой неделе. Найти ее не так-то просто, поэтому журналисты и охранники постоянно объясняли новоприбывшим, в какую сторону смотреть, чтобы увидеть «голос конклава».

Правда, ждать пришлось долго. Ватиканологи принялись считать, что дым должен появиться в 19 часов, ну максимум полвосьмого, но к этому времени не было даже намека на то, что кардиналы смогли проголосовать. Толпа даже начала аплодировать, чтобы «простимулировать» конклав, но без какого-либо результата. Впрочем, это было очевидно, ведь кардиналы находятся в Сикстинской капелле в полной изоляции, и ни рев толпы, ни ее овации до них просто не доходят.

Кто-то начал строить конспирологические теории о том, что такое долгое голосование связано с какими-то непримиримыми противоречиями! Шутки шутками, но, как говорят эксперты, задержка связана с большим числом участвующих кардиналов, рекордное для конклавов, а не с какими-то секретными вещами.

Первый — пристрелочный

Как уже писала «Парламентская газета», конклав продолжается до того момента, пока папу не изберут двумя третями голосов, то есть в нынешних условиях минимум 89 кардиналами из 133. На самом деле от вчерашнего голосования никто и не ожидал выбора папы, ведь ни разу за свою историю конклавов понтификов не выбирали с первого раза. Скорее первый тур служит «пристрелочным», чтобы понять, на сколько реальных голосов может претендовать тот или иной кандидат.

Об этом и пишет газета «Коррьере делла Сера», цитируя широко распространенное мнение, что по крайней мере первые два-три тура голосования служат для «прощупывания почвы» позиций кандидатов-лидеров.

Никто на самом деле не знает, что произойдет. В Ватикане рассказывают, что на последнем конклаве Бенедикт XVI, который отрекся от престола, ожидая результатов голосования в загородной резиденции Кастель-Гандольфо, был убежден, что его преемником станет архиепископ Милана Анджело Скола. Пребывающий на покое понтифик несомненно, был хорошо информирован и знал, что Скола набрал около 50 голосов. Проблема в том, что лидерство миланского кандидата исчезло после первых голосований: началось все хорошо, но дальше дело не пошло. Это один из принципов конклава: если после двух-трех туров голосования кандидат не увеличивает число поданных за него голосов, то кардиналы переориентируются на кого-то другого.

Восток или Запад?

Этот конклав считается одним из самых сложных для прогнозирования сразу из-за нескольких факторов. В голосовании будет принимать участие рекордное число выборщиков, причем в этот раз неевропейские территории будут составлять большинство. Кроме того, за время правления Франциска обострились противоречия между условными консерваторами и либералами, и многие хотят отменить некоторые решения скончавшегося понтифика, например, благословление второбрачных и однополых пар и дополнительные ограничения на организацию богослужения не современным чином мессы, а традиционной Тридентской литургией на латыни.

В этом году одним из важнейших факторов при выборе нового главы Святого престола окажется география. С одной стороны, три последних папы были не из Италии (Иоанн Павел II — поляк, Бенедикт XVI — немец, Франциск — аргентинец), что весьма нетипично для Ватикана, ведь с 1523 года до избрания Иоанна Павла II в 1978 году все понтифики были выходцами с Апеннинского полуострова. Так что вполне возможно, что в этот раз предпочтение отдадут как раз итальянскому кандидату, чтобы показать верность традициям и желание следовать консервативному курсу.

В любом случае конклав 2025 года уже называют «наименее европейским» за всю историю. Возможно, что это тоже окажет свое влияние на фигуру нового папы, недаром в интернете уже появились слухи о том, что кардиналы из развивающихся стран чуть ли не пытаются сформировать коалицию, чтобы выдвинуть своего представителя. Вряд ли дело обстоит непосредственно таким образом, но факт роста католиков-неевропейцев конклав и будущий понтифик определенно будут учитывать.

Выхода нет

Эксперты считают, что кардиналы смогут прийти к согласию в течение первых пяти дней, ведь все конклавы после избрания Пия IX в 1846 году длились не дольше этого срока, а двух последних пап Бенедикта XVI и Франциска вообще избрали за два дня.

Впрочем, даже если противоречия окажутся неразрешимыми и за 33 тура голосования нового понтифика не изберут, то без своего главы католики все равно не останутся. В этом случае конклав должен пойти на финальное голосование, во время которого можно поддержать только одного из двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов во время последнего тура.

В любом случае пока все прогнозы вокруг кандидатуры понтифика напоминают гадание на кофейной гуще. Конклав является максимально закрытой структурой, и реальные перспективы того или иного кардинала известны только тем, кто находится в Сикстинской капелле. И даже самые надежные расклады могут оказаться ошибочными, как это произошло с Каролем Войтылой (папа Иоанн Павел II). Тогда даже опытные ватиканологи не могли предположить, что представитель Польши сможет возглавить католическую церковь. Так что вполне возможно, что с центрального балкона собора Святого Петра нам объявят имя, которые до этого никто не слышал.