Новая "биполярность" и коалиция "недовольных": кто проиграет в торговой войне США и КНР

Китай для США, и Дональда Трампа в частности, является наибольшей и главной угрозой в современном мире. Торговая война КНР была объявлена 45-м президентом еще в 2018 году. Пекин тогда не был полноценно готов к столкновению. А что же сейчас?

Новая "биполярность" и коалиция "недовольных": кто проиграет в торговой войне США и КНР
© ТАСС

Вторая попытка

Китай в первый срок Трампа пытался снизить накал напряженности со своим ведущим торговым партнером и обязался покупать американские товары на сумму в пределах $200 млрд, чтобы хотя бы частично закрыть гигантский торговый перевес своего экспорта над импортом из США — $350 млрд. Накал борьбы спал в период пандемии COVID-19 и президентского срока Джо Байдена. Тем временем в 2024 году отрицательный торговый баланс США составил более $900 млрд, в том числе с Китаем — $295 млрд. На третий месяц своего второго президентства Трамп объявил о введении масштабных тарифов почти для всех стран мира. Они вступили в силу с 9 апреля, но были впоследствии заморожены. Однако не для Пекина — в отношении КНР пошлины в целом выросли до 145%. Это открыло новую страницу в старой торговой войне с Китаем, которая уже отражается на мировой экономике и рынках.

Однако к подобному сценарию КПК готовилась. На текущий момент Китай прекратил закупать в США сланцевый газ, сокращается кооперация и в продовольственной сфере, что создаст проблемы для американских фермеров на Среднем Западе (голосовавших, кстати, за Трампа). Но самый существенный рычаг давления на США — ужесточение экспорта редкоземельных металлов, где Китай контролирует 80–90% рынка. Этот сильнейший удар придется по американским корпорациям в сфере ВПК. Также существенно пострадают производители БПЛА, недавно начавшие поставлять свою продукцию на Тайвань.

Такой поворот событий уже начинает дестабилизировать США изнутри — в Сенате демократы и часть республиканцев хотят принять закон, позволяющий им провести оценку последствий введения тарифов через 60 дней и затем начать их откатывать. В судах же будут пытаться отменить объявленный Дональдом Трампом режим ЧС в сфере торговли, на основе которого Белый дом и объявил тарифную войну странам в обход Конгресса.

Со своей стороны либерально-демократические силы пытаются мобилизовать враждебный электорат для проведения перманентных митингов против 47-го президента. Это уже вылилось в многотысячные марши несогласных по всей стране, обещая перерасти в масштабные протесты и выступления.

Китайская экономика также испытала негативные последствия от эскалации торговой войны. А по прогнозам, например, Goldman Sachs, рост ВВП Китая в 2025 году замедлится до 4,5%, что станет самым низким показателем с 2020 года. Высокие тарифы США угрожают подорвать экспортно ориентированную экономику Китая, вынуждая Пекин искать новые рынки сбыта, усиливать и стабилизировать внутренний спрос.

Как заявил главный экономист Исследовательского института Номура Такахиде Киучи: "Тарифы Трампа несут в себе риск разрушения глобального порядка свободной торговли, который США сами инициировали со времен Второй мировой войны".

Все сценарии дальнейшего развития имеют определенную степень вероятности, и выявить явного победителя в схватке между США и Китаем затруднительно, многое будет зависеть от раскручивания спирали торговой войны. Тем более что их экономические силы почти равны. По объему ВВП перевес у США — $27 трлн против $20 трлн у Китая. А по паритету покупательной способности лидерство у Китая — $35 трлн против $27 трлн у США.

Тем не менее можно рассмотреть некоторые варианты будущих событий.

Глобальная перестройка мира

Стоит подчеркнуть, что глобальная цель "тарифных войн" 2025 года — не снижение дефицита торгового баланса и не просто экзистенциальная битва с КНР за мировое господство, как многие считают, а переформатирование действующего мирового порядка и финансово-экономической модели устройства мира. Парадоксально, но, несмотря на роль США в формировании этой модели, сегодня именно Китай является главным ее защитником и бенефициаром, получает наибольшие выгоды и с каждым годом только усиливает свое положение и влияние.

Об этом, кстати, неоднократно писали и экономический советник президента США Стивен Миран, и министр финансов Скотт Бессент. На стабильность рынков и экономические связи между странами и целыми регионами подобные действия Трампа уже оказали существенный эффект.

В этом контексте максимализм действий и заявлений Дональда Трампа понятен. Его цель — не сделка с Китаем, а его полная деструкция и разрушение вместе с действующей системой. Переговорная позиция в этом плане не имеет значения.

Новая "биполярность"

Согласно этому сценарию, доминирующая цель Трампа — трансформировать экономическую мощь в политическое могущество — все должны платить за доступ к рынкам США, выказывать уважение и пиетет. Китай в этой связи представляется наибольшей угрозой. Это единственная страна в мире, способная бросить вызов США по всем направлениям: экономика, политика, влияние и мягкая сила, технологии и искусственный интеллект. Вашингтон дает сигнал Пекину не претендовать на мировое господство, оставаться региональной державой, остановить агрессивную инвестиционную политику поглощения и экспансии.

Китай в свою очередь несколько месяцев пытался избежать эскалации торговой войны, но после объявленных США пошлин решил перейти к ответным мерам — установить контакты и договоренности с "базовыми" союзниками США в Европе, а также с Японией и Южной Кореей, против которых также введены американские тарифы. Лидер КНР Си Цзиньпин также провел турне по Юго-Восточной Азии. В мире начала выделяться коалиция "недовольных" стран, которым союзничество с КНР перекроет последствия разрыва с США. Это расколет все страны на два блока и будет потенциально способствовать образованию новой "биполярности", так хорошо известной из истории ХХ века.

Экономика и прагматика

Если прогнозировать основные тезисы потенциальной сделки США и КНР, нужно отметить отсутствие четких требований стран друг к другу на сегодняшний день (во всяком случае, в медийном открытом пространстве). С момента введения тарифов не произошло ни одной полноценной сессии переговоров, кроме смутных заявлений Трампа о звонках ему лидера Китая, что так и не было подтверждено. Правда, по словам пресс-секретаря Белого дома Кэролайн Ливитт, средства массовой информации "явно не увидели, что намерен делать президент Трамп".

Думаю, что 47-й президент США рассчитывает нанести большой экономический ущерб Китаю от введения тарифов на его экспортируемые товары. Китай, мол, будет вынужден пойти на уступки из-за потенциальной потери крупнейшего рынка сбыта, на который приходилось поставок более чем на $530 млрд (против $164 млрд экспорта из США).

В этой связи сценарий разрешения противоречий в экономическом поле все же вполне реален. Опираясь на пункты торговой сделки 2018 года и с учетом современной реальности, скорее всего, в новую могут войти:

обязательства для Китая на покупку существенно большего количества американских товаров с уточнением категорий, объемов и минимальных суммарных показателей, что поспособствует выравниванию торгового баланса через увеличение импорта;отдельной позицией в обязательном порядке станет отказ КНР от запрета на сокращение и экспортный контроль поставок редкоземельных металлов и компонентов из них в США — что имеет стратегическое значение для отрасли ВПК и полупроводниковой промышленности;важным пунктом сделки может стать отказ Китая от требований по передаче технологий американских компаний при открытии доступа на рынок КНР;должна быть в той или иной степени решена проблема безопасности интеллектуальной собственности американских компаний и выработан совместный механизм защиты от "воровства технологий".

Казалось бы, что все же просматривается вариант, когда США выйдут победителями из создаваемого ими глобальный кризиса. Но пока вся эта "возня" идет, быстрее закончатся сами США.

Подводя итоги

Наверняка значительная часть тарифов все-таки будет смягчена и США получат себе значительные выгоды, как уже происходит с Израилем, Вьетнамом, Индией и так далее. Хоть договориться и удастся, но не сразу, и Китай все же мало в чем на этот раз пойдет на уступки. При этом США уже и шантажировать глобально будет нечем. Внутренний избиратель скорее сам "сожрет" Трампа, чем будет терпеть.

В глобальном масштабе стоит также учесть, что в первую очередь пострадают страны с профицитом торгового баланса: тот же Китай, Германия, Япония, Республика Корея и другие. Но, хотя экономика КНР агрессивная и рассчитана на экспансию, у Китая довольно крупный свой рынок среднего класса, которому это же все и можно продавать. Очень многие могут выбрать между США и Китаем в пользу второго (КНР просто способна предложить более выгодные условия). Стоит также помнить, что США финансово зависимы — Китай владеет казначейскими облигациями США на сумму около $760 млрд, продажа этих активов может нанести серьезный удар по американской экономике.

Против США и Трампа играет также самый страшный враг — время. 47-му президенту нужно показать результат как минимум к началу выборов в Конгресс в 2026 году и выдержать волны управляемых протестов, попыток импичмента, покушений и саботажа как внутри Республиканской партии, так и во всех значимых для политической и экономической жизни США сферах.