Катаргейт. Члены израильского правительства работали на спонсоров ХАМАС
Правительственный блок во главе с Биньямином Нетаньяху с треском проиграл бы выборы, проводись они сегодня. Опросы показывают устойчивое падение его популярности. Но Нетаньяху не может проиграть – это для него катастрофа. И чтобы избежать такого сценария, Биби может пойти на любые меры.
Соцопросы говорят о том, что, если бы выборы состоялись сегодня, ряд оппозиционных партий смогли бы с высокой вероятностью получить большинство, создав коалицию – лоскутную, из левых и правых, но такой опыт в Израиле есть. Именно таким было прошлое правительство Нафтали Беннета.
Здесь уместно пояснить, что правыми в Израиле называют сторонников жесткой политики в отношении арабов. Местные левые – те, кто выступает за мирные переговоры и возможность соглашения, предусматривающего создание палестинского государства в Газе и на Западном берегу Иордана.
В настоящее время палестинские территории, где проживают около 5 млн арабов, оккупированы либо блокированы Израилем и являются гигантской тюрьмой под открытым небом. Здесь не действуют законы Израиля, население подвергается насилию оккупантов, включая убийства, многомесячные аресты без суда, изъятие собственности.
Палестинцам не предлагается сегодня ни независимости, ни израильского гражданства, на их землях живут около 800 тыс. израильтян в специальных поселениях, которые охраняет армия. Это вызывает вспышки гнева, бунты и партизанскую войну, а также нападения боевиков на гражданское население Израиля.
Так возможен ли союз между израильскими левыми и правыми? Одни вроде, пусть и на словах, хотели бы прекратить оккупацию и оставить палестинцев в покое, другие – наоборот. Дело в том, что местные политики могут иногда быть прагматиками. Для многих из них гораздо важнее отстранить от власти Нетаньяху и сформировать правительство, получив контроль над соответствующими финансовыми потоками, чем пестовать идеологические разногласия.
Недавно зарегистрированная партия бывшего премьера «Беннет 2026» стала бы крупнейшей в Кнессете, если бы выборы состоялись сегодня. У 53-летнего предпринимателя-айтишника, специалиста по стартапам и политика Беннета были бы все шансы создать коалицию большинства, как показал опрос 12 канала израильского ТВ.
Беннет - крайне правый сторонник израильских поселенцев, колонизирующих оккупированные палестинские территории, последователь религиозного сионизма, с точки зрения которого Израиль является мессианским государством (большинство верующих иудеев так не считают, причем многие сторонники традиционного иудаизма вообще не признают Израиль, считая сионизм ужасной ересью).
Опрос также показывает рост поддержки левоцентристской партии «Демократы» (она является коалицией леволибералов и социал-демократов) и снижение влияния центристской "Еш Атид" («Есть будущее»), во главе с одним из главных противников Нетаньяху, Яиром Лапидом.
Также увеличилась популярность крайне правой партии русскоязычных израильтян "Наш Дом - Израиль", во главе с Авигдором Либерманом. Так что, в случае успеха Беннет сможет сформировать коалицию с этими людьми? Вполне,
В Израиле политические партии в последние годы разделялись на сторонников и противников Нетаньяху, остальное становится второстепенным, включая левизну и правизну. Причем противники премьер-министра все больше опережают его в соцопросах. За Биби или против него - основной вопрос израильской политики.
Всеобщие выборы в стране должны состояться только в октябре 2026 года, т.е. до них еще много времени. Тем не менее, социологические замеры важны, потому что они демонстрируют продолжающееся падение популярности режима Нетаньяху.
Опрос 6 марта показал, что 60% израильтян хотят отставки премьер-министра. Блок Нетаньяху в Кнессете сократится до 48 мест, если Беннет будет баллотироваться.
Весьма опасно для Нетаньяху и другое явление. Ультраправая партия «Оцма Йегудит» («Еврейская мощь») во главе с радикальным политиком экстремистских антиарабских взглядов Итамаром Бен Гвиром набирает в опросах 10-11%. «Оцма» входит в одну правящую коалицию с «Ликудом», партией Нетаньяху. Но похоже, Бен Гвир отбирает голоса у премьера.
Опрос 6 апреля указал на то, что, если говорить о блоках Кнессета, то возглавляемая Беннетом коалиция "против Нетаниягу" получит 66 мест, 49 будут принадлежать нынешним коалиционным партиям во главе с Нетаньяху, остальные пять - арабской группировке Хадаш-Тааль.
Но опросы выявили и другое. На вопрос о том, считают ли респонденты Катар вражеским государством, 59% ответили «да», а 17% - «нет». На вопрос, «проблематично или нет предоставление услуг Катару советниками канцелярии премьер-министра Биньямина Нетаньяху во время войны», 68% ответили «проблематично», а 11% - «нет».
Казалось бы, причем тут Катар? Все дело в том, что в Израиле происходит грандиозный скандал, Катаргейт, связанный с канцелярией премьер-министра. Ронен Бар, глава «Шабак» (службы безопасности), обвинил ряд коллег Нетаньяху в том, что те брали деньги у представителей сверхбогатого нефтяного княжества в обмен на пиар данной страны и ее политики.
Тут не просто коррупция. Пикантная деталь: Катар (наряду с Ираном) стоит за финансированием ХАМАС, суннитской исламистской организации, с которой Израиль ведет войну в Секторе Газа. В Катаре проживают (или проживали до недавнего времени) представители политического руководства ХАМАС.
А что же Нетаньяху? Он говорит, что ничего не знал о том, что его подчиненные берут у Катара деньги. Правда, не знал? Этот вопрос сегодня стал популярным в Израиле. Все, конечно, случается, но Биби попал в неприятную историю. Дело пахнет обвинением в государственной измене.
Мало того, 3/4 респондентов поддерживают создание государственной комиссии по расследованию атаки ХАМАС 7 октября 2023 г., против чего выступает премьер-министр. Для Биби и на этом фронте все плохо.
Напомним, что в тот день боевики ХАМАС пробили многолетнюю блокаду, ворвались на территорию Израиля, убили, по данным тамошних источников, около 300 военных и 800 гражданских (правда, скептики считают, что часть мирных жителей погибла от дружественного огня), захватили штаб дивизии и около трёх суток контролировали 22 населенных пункта. Затем они откатились в Газу под ударами ЦАХАЛа, взяв с собой свыше 240 заложников, включая детей.
События 7 октября стали самым крупным провалом израильских спецслужб и сил безопасности за всю историю страны.
Обычно в случаях военных неудач создаются государственные комиссии, расследующие такие дела, а премьер-министры, во время правления которых все это произошло, уходят в отставку. Но Нетаньяху не собирается создавать комиссию и уходить в отставку. Зачем ему комиссия, которая может признать его виновным в провале 7 октября?
Еще один фактор, подрывающий популярность Нетаньяху, - официальные обвинения в коррупции. Против него ведется судебный процесс по трем уголовным делам, и Биби каждую неделю несколько раз является в суд, чтобы дать показания.
Одновременно, возглавляемая им коалиция, используя большинство в парламенте, пытается провести реформу, которая изменила бы законы страны, позволив объявлять амнистию политикам, невзирая на решения Верховного суда.
Очевидно, Биби хочет защитить самого себя от тюрьмы. Это также вызывает взрывы гнева - многие израильтяне думают, что он таким способом намерен ликвидировать разделение властей в Израиле, освободить себя от обвинений в коррупции и вообще стать диктатором, подрывая местные законы.
При таких исходных данных положение Нетаньяху ухудшается. Иногда на фоне военных успехов (убийств лидеров ХАМАС и руководителей других противостоящих Израилю группировок) его рейтинги растут, но затем снова падают. Время работает против него, популярность тает.
Слишком уж много скандалов для одного политика. Экономическое состояние страны, мобилизовавшей в армию около 400 тыс. человек при еврейском населении 7 млн, также оставляет желать лучшего.
Так на что рассчитывает Нетаньяху? Как раз на продолжение войны. Теоретически, пока она идет, можно не проводить выборы. Например, можно вспомнить о 32-м президенте США от Демократической партии, руководившем страной с 1933 г. до своей смерти в 1945-м, по имени Франклин Делано Рузвельт.
Сегодня Дональд Трамп время от времени тоже вспоминает о том, что один из предшественников правил до самой своей смерти, будучи избранным аж на четвертый срок. Ведь шла Вторая мировая. В Израиле политическая система отличается от американской, но почему бы не сослаться на этот прецедент с тем, чтобы вообще отменить выборы до окончания военных действий? Чем не повод поменять политические традиции?
Да и отправить в тюрьму за взятки действующего главу правительства во время войны вряд ли получится. Совсем другое дело - арест бывшего чиновника.
Когда же закончатся войны Израиля с Газой, или с Ливаном, или с Сирией, чьи территории Израиль оккупирует, не говоря о противостоянии с Ираном? Пока Биби жив, они не закончатся, ведь утрата власти для него может привести к потере свободы.
Поэтому внешняя политика Израиля становится все более агрессивной. Помимо войны в Газе, Нетаньяху вторгся в Южный Ливан и в Сирию. И не собирается оттуда уходить.
Причем, если в Ливане можно было говорить о противостоянии с группировкой «Хезболла», с которой Израиль перестреливался через границу, то Сирия не вела с Израилем военных действий и ее новое руководство, утвердившееся в декабре 2024 г., не делало никаких резких заявлений в адрес Иерусалима.
Тем не менее, это не спасло Сирию от расширения израильской оккупации - ЦАХАЛ медленно продвигается внутрь этой страны, его авиация время от времени бомбит сирийские военные базы.
Есть и другой пример. Недавно президент Турции Эрдоган арестовал своего главного соперника в борьбе за президентское кресло, мэра Стамбула Экрема Имамоглу, когда стало ясно, что оппозиция выберет своим лидером этого политика.
Как поступит Нетаньяху, мы не знаем. Может быть, выборы осенью 2026 г. состоятся, и он позволит себе роскошь проиграть. Однажды, в 2021-2022-м, он уступил место кабинету Беннета, который правил страной чуть больше года. Однако тогда положение Нетаньяху не выглядело столь угрожающим. Катаргейт может стоить Биби пожизненного заключения.