От поляризации до радикализации общества: новая глобальная реальность

Подробнее на эту тему специально для RUNews24.ru рассказал эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Якубович.

От поляризации до радикализации общества: новая глобальная реальность
© runews24.ru

«Радикализация всегда приводила к печальным последствиям, в особенности, когда власти и элиты не придавали этому большого значения», - считает эксперт.

Правые радикалы в США — это политическое течение, которое придерживается крайне консервативных взглядов, превосходства белой расы и других ультраправых идей, сочетая их с конспирологическими теориями.

Американские правые радикалы считают, что угрозу их ценностям и экономическим интересам представляют, среди прочего, представители других рас, национальные и сексуальные меньшинства, иммигранты, масоны, коммунисты, и даже некоторые члены правительства США.

Ультраправые группировки в США имеют долгую историю, в которой были свои взлёты и падения. К большому сожалению, в середине 2010 годов начался очередной подъем ультра-правых настроений. Главными причинами явилась информационная открытость и возможность распространения радикальных идей в сети "интернет", во-вторых поляризация и острая реакция на социальные изменения в мире.

Новые медиа способствовали созданию сетевых сообществ - информационных пузырей, в которых пользователи интернета предпочитали общаться с теми, кто разделяет их взгляды. Это способствовало распространению радикальных идей и усилило поляризацию.

Что касается левых радикалов в США, то это сообщество, придерживающееся крайних левых взглядов, включая социалистические и коммунистические идеи. Они выступают за радикальные реформы: национализацию промышленности, отмену частной собственности, ослабление влияния элит. Левые радикалы в США также склонны к антиимпериализму и антирасизму.

История левого радикализма в США включает в себя несколько волн активности. В 1960-е это было движение за гражданские права и против расовой дискриминации. В 1970-е - леворадикальные группировки выступали за права женщин и против гендерного неравенства. В 1990-е - они стали частью движения за права ЛГБТ (признано в России экстремистским) выступали против дискриминации по сексуальной ориентации.

Левые радикалы в США активно участвуют в политической жизни страны, выступают против политики правительства и поддерживают альтернативные политические движения. Проводят акции протеста и митинги, чтобы привлечь внимание к своим идеям и проблемам.

Несмотря на свою активность, левые радикалы в США не имеют широкого влияния на политическую жизнь страны. Они не представлены в правительстве и не имеют значительной поддержки среди населения.

И те и другие (и левые, и правые), хотя напрямую и не влияют на принимаемые властями решения, однако способствуют все больше радикализации и поляризации общественного мнения, ставя под угрозу стабильность институтов демократии, причем не только в западном мире, но и за его пределами. Фактически радикализация политических настроений способствует дискредитации демократии и снижения дееспособности её институтов.

В риторике Д.Трампа нередко термин "радикализм" применяется в отношении сторонников демократов. В частности, согласно проведенному Э.Ю. Симоновой контент-анализу высказываний Трампа выявлен 31 случай использования лексем с корнем «radical», из которых в 22 случаях однокоренные слова применяются для прямой или косвенной характеристики демократического лагеря США и его действий, в 8 – для описания радикально-исламистской угрозы и один раз в качестве характеристики режима правления в Иране.

Это говорит о том, что Трамп использует риторику "радикализма" не в отношении реальных экстремально радикально настроенных группировок, а против политических оппонентов. Ультраправые в свою очередь не называются ни экстремистами, ни тем более вооруженными экстремистами или террористами, несмотря на то, что

после 2017 года на территории США было совершено больше праворадикальных террористических нападений с человеческими жертвами, нежели соответствующих джихадистских атак.

Ультраправые, несмотря на рост их террористической активности, не назывались экстремистами. В риторике Трампа демократы часто упоминались вместе с леворадикалами, что формировало ассоциацию между Демократической партией и экстремизмом. Например, на митинге в 2020 году Трамп заявил, что Дж. Байден является «марионеткой леворадикалов».

Эта риторика способствовала росту активности сторонников правых республиканцев и усилению раскола в обществе. Анализ ключевых слов «правый» и «левый» показал, что слово «левый» в выступлениях Трампа часто использовалось с определениями «радикальный», «крайне левый» и т. д.

Что касается предыдущего президента Байдена, то в его речах термин «экстремизм» связан исключительно с крайне правыми силами и «трампистами». В инаугурационной речи действия правых приравнены к внутреннему терроризму. Стратегия безопасности 2021 года называет расово мотивированных экстремистов главной угрозой, что вызвало негативную реакцию сторонников Трампа.

Согласно тому же исследованию Э.Ю. Симоновой, Байден реже упоминает «радикалов» и «терроризм» по сравнению с Трампом. Слово «hate» (ненависть) используется 19 раз для осуждения правых. Лексемы «violence» (насилие) и «violent» также часто связаны с действиями правых.

«Как бы то ни было, оба президента США используют риторику, связанную с экстремизмом и радикализмом, направляя ее против политических оппонентов, то есть друг друга. При этом сама радикальная угроза - что левая, что правая, остаётся за пределами их фокуса, несмотря на то, что влияние её на общественные настроения все выше. И главное здесь - не проморгать момент, когда радикальные идеологии станут реальной угрозой стабильности в мире», - подытожил Яков Якубович.