Китай против США. Полетели санкции, когда полетят ракеты? А Россия за кого?
Итак, Вашингтон пытается убедить мир в эффективности своей политики: пресс-секретарь Белого дома горделиво информирует о десятках новых торговых соглашений и активных переговорах, участниками которых являются представители более чем 75 стран. Однако, за этой бравадой скрывается гораздо более суровая реальность.
Введение США 2 апреля пошлин на товары из 185 стран, включая союзников, свидетельствует об агрессивности выбранного курса. Только пошлины для того же Китая достигли 145% с угрозой повышения до 245% (при том, что американская зависимость от китайской электроники вынудила сделать исключение для этих товаров).
Под давлением Конгресса, Трамп был вынужден временно смягчить тарифы для большинства стран до 10%, пытаясь стимулировать их к переговорам – но это только те страны, которые не стали вводить ответных мер. К чему в итоге это приведет, покажет время, но в любом случае вполне очевиден факт того, что Вашингтон не планирует гасить разгорающийся глобальный торговый конфликт.
В этой ситуации Россия оказывается в сложном положении, будучи вынужденной балансировать между двумя противоборствующими державами.
Фото: POOL. Источник: ria.ru
«Сила, а не сотрудничество»
Политика Трампа в области международной торговли, которую он преподносит как «освобождение» США от невыгодных условий, на деле вызывает серьезные опасения как внутри страны, так и за ее пределами. В то время как администрация президента пытается представить ситуацию как однозначную победу, реальность гораздо сложнее.
Противодействие курсу Трампа оказывают не только политические оппоненты внутри США, но и формирующаяся мощная международная коалиция. Демонстративная и агрессивная торговая политика, которую критики сравнивают с «ковбойскими методами», не на словах объединяет противников Вашингтона.
Эта коалиция не является временным явлением, ее участники – страны, выигравшие от глобализации и стремящиеся сохранить ее преимущества. Они видят в политике Трампа попытку вернуться к устаревшей модели империализма 19 века – непростой период, когда экономическое доминирование происходило через силу, а не сотрудничеством.
Именно глобализация позволила многим странам, включая Китай и страны Евросоюза, достичь экономического процветания. Теперь они выступают против попыток США перекроить мировой порядок в собственных интересах, понимая, что возврат к прошлому неизбежно приведет к конфликтам и дестабилизации. Примечательно, что даже ближайшие соседи США и давние союзники в Европе, которым американский рынок обеспечивал значительные экономические выгоды, сегодня оказываются в числе противников политики Трампа.
Фото: Ben Curtis. Источник: ap.org
Потянет ли Китай?
Сегодня аналитики всего мира задаются вопросом, кому же будет п силам противостоять политике Трампа, которая фактически ведет к разрушению сложившейся системы глобальной торговли? Большинство сходится во мнении, что сможет сделать только страна, которая обладает реальной экономической и политической мощью. И именно такой страной является Китай.
Так что 1,4-миллиардный Китай с мощной экономикой, эффективной системой управления и амбициозным лидером Си Цзиньпином вполне ожидаемо принял вызов Вашингтона. Пекин ответил зеркальными мерами, введя высокие пошлины на американские товары и целенаправленно вытесняя американский бизнес со своего рынка. Военный потенциал Китая, второй по величине в мире, также служит сдерживающим фактором для США.
Так что, по сути, Пекину некуда деваться. США остановят давление только если Китай перестанет развиваться, в стране начнется дестабилизация всех сфер – ведь именно это позволило бы сделать из Штатов безоговорочного лидера. Так что Вашингтон не скрывает своих намерений подорвать мощь Китая за счет торговой войны, которая, по сути, является только одним из инструментов.
Фото: Susan Walsh. Источник: ap.org
А что же Россия?
Одним из итогов этого противостояния является следующий факт: разгорающаяся глобальная торговая война ставит многие страны перед сложным выбором. В том числе и Россию, которая до сих пор находится под давлением санкций. Ситуация, действительно, щекотливая: Китай является нашим стратегическим союзником, но при этом Москва заинтересована и в нормализации отношений с Вашингтоном.
Сложность для России заключается и в том, что администрация Трампа, пока что связанная с украинской стороной, имеет ограниченные возможности, чтобы предложить России действительно что-то конструктивное. Кроме того, внутри российского руководства существуют разные взгляды на оптимальную стратегию — от поддержки глобализации до ориентации на модель индустриального развития, близкую к курсу Трампа.
Фото: POOL. Источник: ria.ru
Развитие ситуации непредсказуемо. Однако очевидно, что политика Трампа создает серьезные проблемы для самих же США. Достижение утопичной цели «сделать Америку снова великой» откровенно усложняется экономическими трудностями, внутренним политическим расколом и категорическим нежеланием учитывать интересы других стран.
В этих условиях Россия в принципе может придерживаться оптимальной стратегии: так называемой многовекторности, которая подразумевает и развитие сотрудничества, и налаживание отношений с США. В конце концов, нам же тоже необходимо соблюдать свои интересы?
Если же наступит необходимость однозначного выбора, то Москва, вероятно, будет ориентироваться на большую предсказуемость и надежность партнера. Особенно учитывая исторический опыт взаимоотношений с США, то Вашингтон и здесь окажется «в пролёте». Американцы пока что не поняли главного: Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы обеспечить собственное благополучие и влияние на мировой арене.