о проблемах Североатлантического альянса
«Не будем впадать в состояние чрезмерного оптимизма — ожидать роспуска НАТО, исходя из нынешних реалий, не приходится. Но мощный кризис НАТО — это не выдавание желаемого за действительное и не выдумка оказавшегося жертвой панической атаки польского генерала. Кризис НАТО — это реальность».
Если сравнивать НАТО дня сегодняшнего с НАТО дня вчерашнего или позавчерашнего, в глаза бросаются два важных отличия. Ещё никогда в блоке не было такого большого количества членов: 32 — после присоединения Финляндии и Швеции в 2023 и 2024 годах. А ещё никогда НАТО не находилось в таком остром экзистенциальном кризисе, в каком оно находится сейчас. Бывший заместитель министра обороны и бывший директор Бюро национальной безопасности Польши генерал Станислав Козей в интервью местной радиостанции RMF FM: «Мы перешли в стадию очень широкой проблемы, а именно будущего НАТО, кондиции НАТО, спасения НАТО. По моему мнению, вопрос состоит в том, удастся ли на саммите НАТО через два месяца — в июне — спасти союз в его нынешней форме».
Не будем впадать в состояние чрезмерного оптимизма (в данном случае понятия «русский оптимизм» и «польский пессимизм» являются взаимозаменяемыми) — ожидать роспуска НАТО, исходя из нынешних реалий, не приходится. Но мощный кризис НАТО — это не выдавание желаемого за действительное и не выдумка оказавшегося жертвой панической атаки польского генерала. Кризис НАТО — это реальность.
Цитата из опубликованной на этой неделе в The New York Times корреспонденции из Парижа: «Мы столкнулись с двумя противниками — Россией и Соединёнными Штатами, — сказал в интервью Бруно Фукс, депутат-центрист, который является председателем комитета по иностранным делам Национального собрания. — Или, возможно, в лучшем случае с одним с половиной».
Выступая после недавнего трёхдневного визита в Вашингтон, мистер Фукс заявил, что он столкнулся с атмосферой «шока и распространяющегося страха» и у него сложилось впечатление, что «американское полицейское государство обретает форму». Результатом, по его словам, стало резкое идеологическое столкновение между Европой и Соединёнными Штатами.
Получается, что, с точки зрения некоторых ведущих европейских членов НАТО, Америка — это наполовину друг и наполовину враг. И это ещё в лучшем случае. Короче, не паникует генерал Козей, совсем не паникует. Начинавший свою службу в армии ещё во времена Польской Народной Республики, генерал режет правду-матку: «Есть большой вопрос: удастся ли удержать союз в его до сих пор существовавшей форме, с его сдерживанием, с его сильными трансатлантическими связями или мы должны многое изменить в Европе, чтобы выстроить новую формулу функционирования НАТО?»
Подозреваю, что НАТО всё-таки сохранит свой трансатлантический статус. Американцы вряд ли захотят добровольно отказаться от такого мощного инструмента геополитического влияния, каким является альянс в его нынешней форме. А европейцы, несмотря на всё их хвастовство в стиле «мы при желании и без Америки со всем сами справимся», вряд ли готовы к самостоятельному геополитическому плаванию. Однако если такой готовности ещё нет, то желание иметь такую готовность уже есть. Развод между европейской и заокеанской частями НАТО активно обсуждается. А обсуждение — это первый шаг к чему-то новому: не обязательно к тому, что обсуждается в данный момент времени, но точно к чему-то новому.
И вот что мы в России должны чётко понимать: это потенциально возможное «новое» совсем не обязательно сулит нашей стране одни только плюсы. Первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр сказал как-то в период своего пребывания в этой должности: «Я резервирую за собой право быть сегодня умнее, чем я был вчера». А вот и объясняющая это высказывание другая цитата Аденауэра.
Будущий первый немецкий федеральный канцлер в период своего пребывания в должности обер-бургомистра Кёльна вскоре после окончания Первой мировой войны: «Мы никогда не забудем. Пусть это займёт у нас пять, десять или 20 лет. Но мы не успокоимся, пока не отомстим».
Итак, для того, чтобы стать главой правительства ФРГ, Конраду Аденауэру пришлось резко поумнеть. Траектория политического развития (может, слово «деградация» здесь более уместно?) будущего канцлера ФРГ Фридриха Мерца носит прямо противоположный характер. В ходе своей борьбы за пост лидера партии ХДС в 2018 году Мерц ещё достаточно осторожно (хотя уже и с явным антироссийским креном) высказывался о происходящем на Украине и о «Северных потоках»: «Чем больше обостряется конфликт, тем более актуальным становится вопрос: действительно ли это правильно — то, что мы строим этот газопровод?» А сегодня Мерц и вовсе ведёт себя как политик в стиле раннего Аденауэра — деятель, которому море по колено.
Ещё недавно серьёзное обсуждение возможности прямого военного конфликта между РФ и ФРГ было сложно себе представить. Но, угрожая Москве ракетами Taurus, Мерц сделал невозможное возможным.
Разумеется, будущий канцлер ФРГ — тот ещё краснобай. Февраль 2006 года. Статья в немецком журнале Der Spiegel. Заголовок: «Рыцарь Мерц, ловец дураков». Первый абзац: «Предложение Мерца подавать налоговую декларацию на крышке от пива доказывает его способность мыслить образно, заявил Дитер Бишофф, президент Аахенского карнавального клуба. «Он соответствует критериям ордена на 111%», — считает Бишофф. Девиз собрания звучал так: «Принцы, балаганы, певцы на скамейках запасных — рыцарь Мерц, ловец дураков». Звучит как очень образное, но при этом весьма толковое описание того большого кризиса, в котором большое НАТО оказалось в 2025 году. Впрочем, по поводу того, кто там кого ловит или уже поймал, можно и подискутировать.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.