Война между Китаем и США. Пока — торговая

На экране телевизора китайские бойцы штурмуют вражеские позиции, над которыми развевается звездно-полосатый флаг. Трещат автоматные очереди, летят реактивные снаряды. Командир между делом уточняет, что это бьют советские "Катюши". Я смотрю на канале северо-восточной провинции Ляонин художественный фильм о Корейской войне 1950–1953 годов, в которой с коварным противником сражались китайские "народные добровольцы", а точнее — регулярные части Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Бойцы на экране клянутся "разбить Америку, выполнить поставленную задачу". Переключаю программу — на спутниковом канале провинции Шаньдун та же Корейская война, только в воспоминаниях ветерана НОАК. Старик с медалями на кителе рассказывает, как доставлял боеприпасы и продовольствие к передовой, "а над головой пролетали американские бомбардировщики". 

Война между Китаем и США. Пока — торговая
© ТАСС

Если по китайскому телевидению — а оно здесь все государственное, как и прочие СМИ, — идет что-то антиамериканское, то это неспроста. Кто-то может сказать, что война по телевизору — одно, а вот в реальности... А в реальности у Китая с США тоже война — торговая. И война эта, если затянется, окажет огромное влияние на дела в мире — что политические, что торговые.

В чем суть вопроса?

Товарооборот между Китаем и Соединенными Штатами в минувшем году составил $688,28 млрд, при этом поставки из США составили примерно четверть этой суммы. То есть налицо огромный дисбаланс в пользу китайского партнера. Китай импортирует из США сельхозпродукцию, микросхемы, гражданские самолеты и машиностроительное оборудование, углеводороды и металлы. США закупают у КНР смартфоны, компьютеры и прочую электронику, бытовую технику, литий-ионные батареи, продукцию из пластика, одежду, обувь, детские игрушки и многое-многое другое. Китайцы покупали бы больше, но в США действуют жесткие ограничения и прямые запреты на поставки в КНР различной высокотехнологичной продукции и военной техники, продукции двойного назначения. То есть американцы во многом ограничивают себя сами.

Американский лидер Дональд Трамп и в период первого президентства, и теперь подает дисбаланс в торговле с Китаем чуть ли не как ограбление американского народа. На уровне разговоров в пивной это до известной степени действует... Пока те же простые американцы, протрезвев, не идут в ближайший супермаркет, где рука сама тянется к более дешевым и при этом конкурентоспособным товарам с наклеечкой Made in China.

Именно этому простому американскому народу президент США и твердит, как это прозвучало в его заявлении, приведенном в социальной сети Truth Social: "Они и многие другие страны относились к нам неприемлемо плохо". Мол, "держитесь крепче, легко не будет, но финальный результат будет историческим". Promises, promises (англ. "обещания, обещания"), как говорят в таких случаях в Америке.

Мячик направо — мячик налево...

Несколько дней американцы соревновались с китайцами в быстроте введения новых все более высоких торговых пошлин на продукцию друг друга. Уже в самом начале казалось, что автор бодрящего лозунга Make America Great Again (англ. "Сделать Америку великой снова" — лозунг Трампа в ходе предвыборной кампании 2016 года) задрал планку на немыслимую отметку… Но вот Трамп поднимает ставки еще выше и выше, и наблюдатели, путаясь в цифрах, пытаются понять: 125% — это итоговая цифра или в сумме с ранее введенными тарифами будет уже 145%?

Китайская новостная служба CGTN, немного помедлив, сообщает со ссылкой на заявление правительственной комиссии по тарифам, что Китай тоже вводит аналогичные дополнительные пошлины на импортируемую из США продукцию. Тарифы вводятся в дополнение к действующим.

Такие пошлины, с лихвой перекрывающие заявленную стоимость товаров, означают прекращение торговли между сторонами.

И действительно китайское экономическое издание Caixin, с напряженным вниманием следящее за этим тарифным пинг-понгом, сообщило: всегда оживленный порт Шанхая внезапно остановился всего через день после того, как президент США Дональд Трамп ввел штрафные пошлины на китайский импорт.

"А ведь до этого, — продолжает издание, — в порту кипела жизнь: суда еще спешили грузить контейнеры, чтобы успеть раньше установленного срока. 7 и 8 апреля почти половина судов, пришвартованных к шанхайским терминалам Яншань и Вайгаоцяо, направлялись в США, опережая время..."

Ну, тут уж кто не успел, тот опоздал.

Китай: реакция официальная...

Еще в самом начале этой гонки китайские власти предупредили, что будут принимать решительные меры для защиты национальных интересов и противодействия протекционизму Соединенных Штатов.

"США должны действовать в соответствии с общими ожиданиями народов двух стран и всего мира, отстаивать обоюдные основополагающие интересы, прекратить использовать тарифы в качестве оружия для подавления торгово-экономической деятельности КНР, перестать ущемлять законное право китайского народа на развитие", — говорится в заявлении, распространенном МИД КНР.

В нем подчеркивается, что Китай "не создает проблем и не боится их", но давление и угрозы — "неверный способ ведения дел с КНР". В заявлении лишний раз пояснялось, что глобализация — "неизбежный путь развития человеческого сообщества". Миру "нужна справедливость, а не гегемония", констатирует внешнеполитическое ведомство КНР. Трудно оспорить.

Но на всякий случай Пекин решил напомнить американским "партнерам", что у Китая уже был опыт иного, более радикального подхода к китайско-американским отношениям и китайский бронепоезд стоит на запасном пути. На сайте центрального китайского телевидения CCTV и в соцсетях появилась хроника выступления основателя КНР Мао Цзэдуна. Еще в 1953 году он эмоционально предупреждал Америку, что Китай "будет сражаться столько, сколько потребуется, пока не добьется окончательной победы", независимо от того, какой там президент у власти в США.

…и неофициальная

В китайских соцсетях можно прочитать множество самых решительных постов по поводу действий нынешнего американского президента. Ссылаясь на плачевную судьбу древнекитайских династий, склонявшихся перед натиском варваров и в результате исчезавших с исторической арены, один из блогеров предупреждает: "Если ты встанешь на колени перед грабителем, то можешь погибнуть еще более трагичной смертью". Нужно, мол, "решительно довести дело до конца".

Другой предрекает незавидную судьбу американским брендам в случае неизбежного разрыва производственных цепочек. Цены на мобильные телефоны Apple, например, "немедленно взлетят до небес". "Производственную цепочку перенести не так-то просто, и преимущество китайского рынка заключается не только в низких затратах на рабочую силу", — проницательно заключил этот аналитик, предугадав уже случившийся отказ Трампа от повышения тарифов на комплектующие для смартфонов и компьютеров.

Третий без особых затей поведал, что, если в США теперь и появится какой-нибудь запатентованный продукт, "мы сразу же изучим его и создадим имитацию". Ну, это, конечно, не официальная позиция, но все же…

Помимо высококачественных полупроводников, считает еще один местный блогер, практически все товары, экспортируемые Соединенными Штатами в Китай, имеют альтернативных поставщиков. Он упоминает нефть, газ, сельскохозяйственную продукцию. "Если вы не покупаете все это в Соединенных Штатах, вы можете купить в России и Бразилии!" — уточняет народный советчик. Хотя мобильные телефоны, возможно, "будут стоить немного дороже, в остальном же, по сути, ничего не изменится". 

Многие пользователи здешних соцсетей вообще уверены, что китайцы в массе своей не нуждаются в американской продукции, "которой в Китае пользуются очень немногие", а стало быть, горевать не о чем.

Иначе говоря, возродим лозунг "цзы ли гэн шэн", который обычно переводится как "опора на собственные силы", и будем жить припеваючи?

Еще несколько лет назад, когда я на одном довольно серьезном мероприятии спросил у докладчика, не может ли когда-нибудь Китай вспомнить этот популярный во времена Мао Цзэдуна слоган, оратор и все остальные присутствовавшие китайские и иностранные эксперты посмотрели на меня с недоумением, пояснив глупому журналисту, что мировые производственные цепочки слишком прочны и обойтись без них в наши времена совершенно невозможно!

Времена, однако, меняются. Никогда не говори "никогда".

Так кто кому тут навредил?

Китай как мировой производитель и торговец заинтересован в сохранении глобального товарооборота. Но до известных пределов, то есть не впадая в роковую для многих зависимость от внешних капиталов, что, надо признать, ощущалось при правлении "архитектора" реформ Дэн Сяопина. По мере укрепления собственного производственного потенциала и развития сопряженной с ним научной базы, а особенно с выходом в ряды мировых инвесторов китайцы все менее склонны опираться на иностранные капиталы. Не случайно западные менеджеры стали все чаще жаловаться на ухудшение здешнего инвестиционного климата. Хотя на внешние рынки работают (и, скорее всего, будут работать) десятки миллионов китайцев, нарастающий тренд — ориентация на развитие национальной промышленности с опорой на внутренний рынок, с использованием внутренних же источников заимствований. Если копнуть глубже, на этой идейной платформе и пришло к власти нынешнее "пятое руководящее поколение".

Группа председателя КНР Си Цзиньпина в дискуссии с теми, кто упрямо держится за догму о первостепенной важности всемерного вовлечения Китая в мировую экономику при ослаблении госконтроля, может апеллировать к трамповым тарифным выкрутасам: вот, мы вас предупреждали, что нас кинут, а вы не верили... Ну, что-то в этом роде.

Редакция газеты The Wall Street Journal (WSJ) полагает, что введение Трампом всеобъемлющих пошлин на импорт изменит мировой порядок и одним из явных победителей этой политики является председатель КНР Си Цзиньпин. Китай, отмечают журналисты, отвечает на американские тарифы зеркально. Помимо этого Пекин добавил несколько десятков американских компаний в свои черные списки, ограничив их доступ к торговле, инвестициям и экспорту, и ввел экспортные ограничения на редкоземельные металлы, необходимые для высокотехнологичного производства.

The Wall Street Journal называет текущую ситуацию стратегическим подарком для Си Цзиньпина, поскольку Пекин уверен, что сможет найти альтернативные источники для критически важных импортных товаров.

Дружить всегда, дружить везде

Видимо, в этом контексте следует рассматривать и поездку председателя КНР во Вьетнам, Малайзию и Камбоджу. Статьи в китайских СМИ по поводу визита в Ханой напоминают о братской дружбе китайского и вьетнамского народов и их правящих партий, сплочении под знаменами социализма. В Малайзии при участии китайского капитала выросла своя "кремниевая долина", Камбоджа — давний партнер Китая среди стран Юго-Восточной Азии. Хотя поездка и плановая, но, несомненно, нынешняя ситуация добавит переговорам в Ханое, Куала-Лумпуре и Пномпене новые темы и акценты.

Ну и популярная у российских блогеров идея о том, что Китай теперь сольется в экстазе с ЕС. Сольется — вряд ли, учитывая, что натиск китайских товаров подрывает и без того переживающую трудности западноевропейскую промышленность. Вот и исполняющий обязанности министра по делам экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек склонен считать, что на фоне введения США импортных пошлин сейчас следует вести переговоры с Китаем именно для того, чтобы не допустить разрушения рынков из-за возможного снижения уровня цен на товары.

"Существует опасность, что высокие пошлины [в США] на товары из Китая, которые значительно выше, чем на продукцию из Европы, приведут к тому, что китайские товары попадут на европейский или другие рынки. И тогда мы испытаем сильное дефляционное давление", — опасается Хабек, участвовавший во встрече министров торговли стран Евросоюза в Люксембурге. Как считает политик, китайское товарное нашествие может привести к уничтожению ряда отраслей промышленности, а также к банкротству европейских производителей.

Глава правительства Испании Педро Санчес, только что побывавший в Пекине с визитом, напротив, заявил Си Цзиньпину, что рассматривает Китай в качестве партнера ЕС. Мадрид, приводит слова премьера агентство EFE, будет работать "ради отношений между ЕС и Китаем, основанных на диалоге, взаимности и гармонии". По крайней мере сама Испания рассматривает Китай как партнера Евросоюза.