Испытание тарифной войной: Вьетнам выбрал сторону?

Тарифная война, объявленная президентом США Дональдом Трампом едва ли не всему миру, расколола международное сообщество на две неравные части. Одни страны решили сопротивляться и объявили об ответных мерах, другие (их оказалось больше) предпочли не ершиться, а попытаться решить дело миром. В числе первых, кто попробовал договориться, оказался Вьетнам.

Испытание тарифной войной: Вьетнам выбрал сторону?
© ТАСС

От сожаления к обнулению

Понять озабоченность Ханоя несложно: США являются главным направлением вьетнамского экспорта. По итогам 2024 года товарооборот двух стран достиг почти $150 млрд, из которых экспорт Вьетнама в США составил $137 млрд, увеличившись на 19% по сравнению с предыдущим годом. Налицо огромный дисбаланс: стоимость вьетнамского экспорта в США в 10 раз превышает стоимость импорта из Америки. Поэтому не стоит удивляться, что решением Трампа в отношении Вьетнама была введена одна из самых высоких тарифных ставок — 46%. Надо учитывать также, что товарная номенклатура вьетнамских поставок в США весьма широка: вопреки расхожему мнению, она включает в себя не только продукцию тропического сельского хозяйства, швейные изделия и продукты деревообработки, но и ряд высокотехнологичных товаров, в том числе смартфоны, компьютеры и даже электромобили (пусть и в небольшом количестве). Быстро перенаправить эти потоки невозможно, выход один — договариваться, к чему Вьетнам и приступил.

Правда, первая реакция Ханоя была если не критической, то близкой к тому: директор департамента информации и печати МИД СРВ Фам Тху Ханг выразила "сожаление" по поводу решения Трампа и отметила, что оно "не соответствует реальности взаимовыгодного экономического и торгового сотрудничества между двумя странами, не отражает дух всеобъемлющего стратегического партнерства во имя мира, стабильности, сотрудничества и развития, а также окажет негативное влияние на двусторонние торгово-экономические отношения, интересы народов и предприятий двух стран". Но очень быстро тон изменился: генеральный секретарь ЦК КПВ То Лам в телефонном разговоре с Трампом сообщил, что Вьетнам обнулит ставку на импорт из США при условии, что Штаты будут применять такую же тарифную ставку к товарам, поставляемым из СРВ. Генсек также заверил президента, что Вьетнам намерен продолжать закупать многие товары из Соединенных Штатов, в которых он нуждается, и продолжит поощрять и создавать благоприятные условия американским компаниям для дальнейшего увеличения их инвестиций во Вьетнам. Заодно То Лам передал Трампу приглашение посетить Вьетнам "в ближайшее время", которое тот "с радостью принял".

Договорились договариваться

Тут же премьер-министр СРВ Фам Минь Чинь провел серию совещаний, на которых потребовал от министерств решить вопрос о наращивании импорта из США. Речь шла, в частности, об ускорении поставок авиалайнеров Boeing для компании Vietnam Airlines, а также о возможных закупках военной техники и СПГ. Одновременно в Вашингтон в качестве спецпосланника генсека был срочно командирован вице-премьер Хо Дык Фок, который провел серию встреч с представителем США на торговых переговорах Джеймисоном Гриром, министром финансов Скоттом Бессентом и министром торговли Говардом Латником. Их итогом стала договоренность незамедлительно начать переговоры о выработке справедливого торгового соглашения между двумя странами. В это время в отношении Вьетнама будет действовать универсальная тарифная ставка 10%.

Чтобы добиться от Вашингтона согласия на переговоры, Ханою пришлось пойти на серьезные уступки, и дело тут не только в обещаниях закупать больше американских товаров и обнулить импортные пошлины. По сведениям агентства Reuters, Вьетнам также пообещал США усилить контроль за китайскими товарами, экспортируемыми в Соединенные Штаты через свою территорию, а также ужесточить правила торговли с КНР. Эти меры были предложены в ответ на обеспокоенность Вашингтона по поводу масштабных поставок китайской продукции с маркировкой "сделано во Вьетнаме", что позволяло обходить более высокие американские пошлины. В рамках консультаций вьетнамские власти согласились разработать план по борьбе с реэкспортом китайских товаров, не прошедших переработку на территории страны. Помимо этого, Вьетнам представил проект постановления об усилении контроля за экспортом в Китай товаров двойного назначения, таких как полупроводники и спутниковое оборудование. Как уточняется в проекте, меры направлены на предотвращение несанкционированной передачи чувствительных технологий третьим странам.

Вьетнамский бизнес с большим оптимизмом отреагировал на новость о начале торговых переговоров и временном снижении тарифной ставки до 10%. 10 апреля ключевой индекс Фондовой биржи Хошимина (VN-INDEX) подскочил сразу на 6,77% — это оказался рекордный с октября 2001 года единовременный прирост.

Каждый сам за себя

Пример СРВ интересен по двум причинам. Первая заключается в том, что Вьетнам, как и его партнеры по АСЕАН, оказался в числе стран, в отношении которых были введены самые высокие тарифы: Камбоджа (49%), Лаос (48%), Таиланд (36%), Индонезия (32%), Малайзия (24%). Исключение здесь составили Филиппины (17%) и Сингапур (10%). И очень показательно, что страны ассоциации сперва приняли общее решение не ввязываться в тарифную войну, а потом стали действовать поодиночке. "Мы выражаем наше общее намерение вступить в откровенный и конструктивный диалог с США для решения проблем, связанных с торговлей. Открытое общение и сотрудничество будут иметь решающее значение для обеспечения сбалансированных и устойчивых отношений. Исходя из этого АСЕАН обязуется не вводить никаких мер в ответ на тарифы США", — говорится в совместном заявлении министров экономики стран АСЕАН.

Одновременно было принято решение о действиях на двусторонней основе. "В рамках нашей мягкой дипломатии тихого взаимодействия — а я добился этого консенсуса среди лидеров АСЕАН — мы вместе с нашими коллегами из АСЕАН направим наших официальных представителей в Вашингтон, чтобы начать процесс диалога", — пояснил премьер-министр председательствующей в АСЕАН Малайзии Анвар Ибрагим. С примирительными заявлениями выступили и представители других стран. "Все взаимно, поэтому если то, о чем США просят, разумно, мы тоже должны это уважать. Американские лидеры думают об интересах американского народа, мы думаем об интересах нашего народа", — заявил президент Индонезии Прабово Субианто. А министр-координатор по вопросам экономики Индонезии Аирлангга Хартарто сообщил, что индонезийское правительство рассматривает возможность увеличения импорта американских товаров при одновременном снижении тарифов (сейчас они составляют 5%).

О возможности снижения тарифов на ввозимую из США продукцию сообщила и глава министерства торговли и промышленности Филиппин Кристина Роке. О готовности к еще более радикальным шагам заявил премьер-министр Камбоджи Хун Манет: в письме Трампу он заверил, что Пномпень обязуется наращивать импорт из США и немедленно снизить с 35 до 5% тарифную ставку для 19 категорий американских товаров.

Плюсы и минусы

Выходит, Вьетнам вовсе не одинок в стремлении договориться с Соединенными Штатами, просто оказался чуть быстрее соседей. Но эта его резвость таит в себе и немалые риски, связанные со второй причиной того, почему пример СРВ интересен. Причина эта — тесные связи с Китаем, который занял в тарифной войне принципиальную позицию, за что и был "вознагражден" ставкой 125%.

Товарооборот Китая с АСЕАН в 2024 году вырос на 7,8% по сравнению с 2023 годом и составил $982,33 млрд — на треть больше, чем с США ($688,28 млрд). А ключевым партнером КНР среди стран сообщества выступает именно Вьетнам, на который приходится около 27% ($260,65 млрд) товарооборота АСЕАН с Китаем. При этом торговый баланс ощутимо складывается в пользу КНР — в противоположность торговле Вьетнама со Штатами. Получается, что при сопоставимых объемах двусторонней торговли Вьетнаму важнее сохранить экспорт США, но как это сделать, не обижая могущественного северного соседа?

Возможно, ответ на этот вопрос, актуальный не только для Ханоя, но и для АСЕАН в целом, будет получен уже на следующей неделе, когда председатель КНР Си Цзиньпин совершит государственные визиты во Вьетнам, Малайзию и Камбоджу. Во всяком случае, не вызывает сомнения, что участники предстоящих переговоров займутся поиском взаимоприемлемых решений. Достижение таких решений будет выгодно не только для них самих, но и для России, ведь и Китай, и Вьетнам, и большинство других стран АСЕАН — давние и надежные партнеры Москвы, и разлад между ними был бы совсем ни к чему.