Лихорадка торговых пошлин как предчувствие Великой рецессии

Истерия и хаос вокруг американских торговых пошлин, которые администрация Дональда Трампа то вводит общим катком, то произвольно отменяет, кажутся абсолютными и лишенными всякой логики. Реакция на эти тарифы варьируется от эскалации и запуска гонки пошлин, к которой прибег Китай, маневров и лавирования Брюсселя до полного отрицания и отказа от явных ответных мер, которое выбрали государства АСЕАН.

Лихорадка торговых пошлин как предчувствие Великой рецессии
© ТАСС

Трампа и его команду глобалистские СМИ, особенно в Европе, зачастую изображают опасными маньяками. Они прямо на глазах всего мира расчленяют систему глобальной торговли, якобы не ведая, что творят.

Конечно же, они ведают. Другой вопрос, получится ли у Трампа сделать то, что он задумал.

Спойлер: Трамп с начала своего президентства ведет собственную специальную экономическую операцию, которая, так же как и российская СВО, должна гарантировать его стране одно из лидирующих мест в новом постглобалистском миропорядке. Пошлины — это не самоцель, а инструмент, Трамп будет их вводить и отменять произвольно, стремясь достичь своей стратегической цели — возврата производства в США, возвращения Америке статуса мировой индустриальной империи.

Отсутствие пошлин против России объясняется не только мизерным объемом взаимной торговли, но и объективной заинтересованностью Вашингтона в некотором улучшении отношений с Москвой. Во-первых, чтобы осложнить отношения РФ с КНР и отсрочить создание альтернативной доллару системы международных расчетов. Во-вторых, получить возможность дистанцироваться от конфликта на Украине, который США совершенно не хотят прекращать. Они лишь хотят, чтобы Европа обрела способность поддерживать его как можно дольше за свой счет.

Теперь подробно.

Великая рецессия

Мировая экономика сейчас напоминает ситуацию перед Великой депрессией США в 20–30-е годы прошлого века. Существует мощный кризис перепроизводства при падающей покупательной способности населения и государств. Плюс имеется огромный долговой пузырь, вызванный потреблением в кредит последних трех десятилетий, который не смог сдуть даже тяжелый кризис 2008–2009 годов.

Нарастающее военное противостояние лишь увеличивает кредитное бремя как государств, так и населения. Вероятность того, что этот пузырь лопнет (или его взорвут осознанно главные "должники") в ближайшие годы, крайне велика. Это приведет к взрывной потере покупательной способности населения и фактическому исчезновению среднего класса, как минимум в странах, которые пытаются оставаться внутри глобального миропорядка. Иными словами, глобальную систему ждет великая рецессия, и нынешние американские торговые войны — это попытка стабилизировать свое положение в ее преддверии.

Конец глобального мира

Глобальный мир действительно подошел к концу. Это уже открытым текстом признали и сами некоторые его формальные лидеры — глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и премьер-министр Великобритании Кир Стармер.

Это будет означать изменение всего — от международных отношений до экономической специализации государств в мировом разделении труда (если, конечно, сам термин мирового разделения труда сохранит свое существование). Как следствие, государства и государственные блоки ждет смена экономических, социальных и политических моделей. Кто-то сможет войти в этот процесс первым и на своих условиях, а кто-то провалится в новый мир ногами вперед.

Российский пример

Первой болезненный процесс выламывания из глобального мира начала Россия. Эксперты и историки и в отдаленном будущем будут много спорить, насколько осознанным и намеренным был этот процесс. Однако сам факт неоспорим: Россия при активной "поддержке" санкций Запада стала первой страной, вышедшей из системы глобального западоцентричного миропорядка, доказав на практике, что такой выход возможен. Тем самым, кстати, подписала этой системе окончательный и летальный диагноз.

В 2022 году в Брюсселе и Вашингтоне были крайне популярны высказывания, что Россия осталась на "неправильной стороне истории". Вопрос о правильности, конечно, философский. Но западные элитарии были правы в том, что Россия действительно оказалась на другой от них стороне истории — в будущем.

Трамп, безусловно, верно распознал российский пример.

Именно тут кроется немалая часть его уважения и симпатий к России, которые многие на Западе ставят ему в вину.

Кстати, российским экспертам уповать на это не следует — личные симпатии в политике, а особенно при разделе мира не значат ничего. Трамп будет максимально пользоваться российским примером, используя его против России же при любой возможности, которая ему представится. Он, собственно, уже пытается это делать. Об этом — ниже.

Вывод Трампа

Какой именно вывод сделал Трамп из российского примера СВО и отстыковки нашей страны от глобалистских механизмов, возглавлявшихся как раз Америкой?

Вывод прост. Россия вышла из-под контроля глобальной системы и не только выжила, но даже усилилась. Это доказало нежизнеспособность самой системы контроля мира на глобалистских принципах. В этой ситуации у США есть две возможности: пытаться удерживать под слабеющим контролем оставшуюся часть глобальной системы (чтобы потом осыпаться вместе с ней) или использовать свое все еще огромное влияние на мировую экономику и политику, чтобы забрать себе максимум экономических бонусов для перехода в новый постглобалистский мир на максимально выигрышных условиях.

Трамп, в отличие от Демпартии США (которая считала или пока еще считает возможным "залатать" глобальный мир), выбрал второй вариант. Ограбить весь мир, включая своих ближайших союзников, еще один раз ради восстановления экономической мощи США в границах США (реиндустриализация), на базе чего Вашингтон сможет приумножить и свою военную мощь. А дальше можно будет вновь говорить о мировом господстве в новых условиях и с новыми картами на руках. 

Кратенько про пошлины

Торговые пошлины США являются одним из инструментов такого ограбления. Плюс Трамп действует сообразно своей бизнес-манере — нагло, нахраписто, беря на испуг оппонента максимально агрессивным началом переговоров. К слову, в свой первый президентский срок он тоже пытался инициировать тарифную войну. А на саммите НАТО 2016 года буквально огорошил союзников по альянсу тем, что они должны будут тратить на оборону не 2% ВВП (до которых на тот момент "дотянулись" лишь 5 из 30 стран НАТО), а все 4%. Это за шесть лет до начала СВО, к слову.

Впрочем, тогда его "успокоили" оппоненты в США.

Проблема пошлин в том, что при резкой эскалации торговой войны, когда контрмеры ведут к новым пошлинам и новым контрмерам, тяжелые потери несут обе стороны. В истории США можно найти пример из времен Великой депрессии — в период с 1930 до 1933 года, пока Франклин Рузвельт не объявил свой "Новый курс", который и вывел экономику страны из катастрофы. (В числе прочего, "новый курс" Рузвельта включал и запуск государственной политики концентрации в США основной части мирового золотого запаса, то есть основы долларовой мировой финансовой модели начали закладываться за десятилетие до Бреттон-Вудской конференции).

Трамп отлично осведомлен об этой истории. Поэтому вероятнее всего его объявление о тотальных пошлинах — это всего лишь угроза. Чтобы подконтрольные ему страны выстроились в очередь, дабы "поцеловать американского президента в …", ну то есть чтобы отдать США часть экономических бонусов, которые иным способом Вашингтон получить бы не смог. Ограбление, в общем.

Случай ЕС

В случае с ЕС и взаимными объявлениями о заморозке пошлин на 90 дней Трамп, с одной стороны, ведет переговоры об уступках со стороны Брюсселя по расширенным закупкам американских энергоносителей и аграрной продукции, а с другой — старается не допустить ситуации резкого потепления торгового климата между ЕС и Китаем.

Еврокомиссия на минувшей неделе резко активизировала контакты с Пекином, пытаясь договориться в том числе об урегулировании острейшего спора о пошлинах ЕС на ввоз китайских электромобилей, добиваясь в ответ от Пекина разрешения европейским инвесторам на массовый вывод прибыли из Китая. Под угрозой жестких американских пошлин эти переговоры вполне могли бы привести к результату.

Тут, кстати, США, ослабляя нажим на Европу, опять смотрят на опыт России, когда после начала СВО политика самих Вашингтона и Брюсселя привела к резкому сближению Пекина и Москвы. Последнее, чего хочет Трамп, — это резкого сближения Брюсселя и Пекина, потому ЕС сразу получает поощрительные поблажки.

Впрочем, США заморозили далеко не все тарифы в отношении Европы — 10%-ные тарифы на сталь, алюминий и европейские машины остаются в силе и будут сильным американским козырем в дальнейших торговых переговорах Вашингтона с Брюсселем.

Против Китая

Иная ситуация в отношениях США и Китая.

КНР воспринимается США как главный противник, и можно без преувеличения сказать, что вся внешняя политика Трампа, включая историю с пошлинами и получаемыми за отказ от них преференциями от других стран, будет вести к попытке ограничить экономический рост и влияние Китая.

Впрочем, здесь тоже американскому президенту нужно действовать крайне осторожно — Китай и США пока еще намертво связаны друг с другом. Американский рынок остается главным рынком сбыта для китайских товаров, тогда как США зависят от Китая в поставках огромной части элементной базы, не говоря уже об американских гигантах, локализовавших свое производство в Китае, яркий пример — Apple. Да, они это делали в модели глобального мира, где Китаю отводилась роль мировой фабрики без права на забастовки. Но времена изменились, и торговая война с Китаем — это удар прежде всего по американским и западным компаниям, чтобы кнутом заставить их перетащить производство обратно в США.

Против России

Не надо обманываться отсутствием пошлин против России. Официальный торговый оборот США и РФ в 2024 году оценивается в крайне незначительные $3,5 млрд. Причем США ввозят из России лишь ресурсы, которые им жизненно необходимы, — удобрения, ядерное топливо, некоторые редкие металлы. Здесь нечего облагать пошлинами.

Но в экономической политике Вашингтона есть направление, сильно бьющее по российским интересам, — это усилия по борьбе с формированием системы международных валютных расчетов альтернативных расчетам в долларе.

Долларовая система — главный козырь США сегодня. Трамп сделает все, чтобы сохранить ее насколько можно дольше и в случае ее развала вытянуть из этого максимум дивидендов для США. Как минимум — обнулить весь внешний долг США, который, по финансовой логике, перед этим должен быть увеличен до максимальных объемов.

Как бы там ни было, нормализация отношений с Россией или демонстрация ее видимости необходима Вашингтону главным образом для того, чтобы подорвать отношения РФ с КНР и затормозить создание альтернативной доллару расчетной мировой системы. 

Переговоры по Украине

Есть также абсурдная версия, что пошлины Трампа против западных союзников якобы связаны с их торможением процесса переговоров по Украине. Наказание, мол, такое.

Про пошлины все уже сказано выше.

Про Украину можно лишь повторить то, что уже говорилось ранее. Трампу не нужен мир на Украине. Трампу нужен активный военный конфликт или максимальная нестабильность без прямого вовлечения США. Вашингтону очень нужна горячая точка в Европе, которая является крайне удобным рычагом давления и на Россию, и на ЕС, а также одновременно тормозящая развитие всей Европы. Украинский конфликт, где силы были бы примерно равны, блокирует Россию и бывший Евросоюз в конфликте друг с другом, тем самым ослабляя их как конкурентов США в борьбе за место под солнцем в новом мире.

Таким образом, нынешний дискурс о перемирии нужен Вашингтону с двумя целями. Во-первых, самим устраниться от конфликта. Во-вторых, раз Европа пока в одиночку этот конфликт не вытянет, то разумно его притормозить, чтобы дать время завершить процесс милитаризации всей Европы, одновременно наблюдая, как она готовится к войне с Россией к 2030 году.