Политолог Каринэ Геворгян считает очень маловероятным нападение США на Иран

В связи с очередным обострением у западных СМИ желания напасть на Иран хочу напомнить о докладе Пентагона 2010 года, где очень серьезно рассматривались разнообразные варианты того, как привести страну к "полному послушанию" и достичь поставленных целей с наименьшими потерями. Вывод был сделан один - нужен почти миллионный контингент, которого у США и союзников для этого нет. Но то было в 2010 году, когда у Ирана, по сути, еще не было ракетной и беспилотной программ. Думаю, что сегодня нападение США еще менее возможно.

Политолог Каринэ Геворгян считает очень маловероятным нападение США на Иран
© Российская Газета

Да, у американцев есть очень хорошие боевые отряды, но их мало. Потому маловероятны широкомасштабные боевые действия против такой крупной страны, так удачно стратегически расположенной: при любом ударе Иран может перекрыть Ормузский пролив, из-за чего "вибрируют" монархии Аравийского полуострова. Кроме всего прочего, Трамп намерен осуществить свой первый визит в Саудовскую Аравию, которой, языком Бабеля, этот удар по Ирану не нужен как "невесте прыщи на голове".

Поэтому сейчас союзники и партнеры Соединенных Штатов, которые обещали вложить триллионы долларов в американскую экономику - речь, конечно, о Саудовской Аравии, а вместе с ней ОАЭ и Омане - выступают категорически против войны. И даже Катар, который участвовал в совместных военно-морских учениях с американцами и британцами, в том числе против хуситов, тоже не в восторге: там сделали заявление, что Катар не откроет свое небо для ударов по Ирану.

Наконец, в Иране все видят, все слышат, и грозятся в случае нападения снести "вдребезги и пополам" атолл Чагос и американо-британскую базу "Диего Гарсия" в Индийском океане. Даже если они сумеют ее просто повредить - это будет сокрушительный удар по репутации и силовому присутствию США. Это одна из самых крупных и независимых (от других стран, на территории которых расположены американские базы) баз США в Восточном полушарии.

Вдобавок Йемен, несмотря на последние болезненные бомбардировки США, продолжает наносить удары и закрывать для судов Баб-эль-Мандебский пролив. Кроме того, на острове рядом с Суданом спутники показывают появление чьей-то неизвестной базы - предполагается, что это иранская военная база. Отмечу, что Иран имеет позиции еще и в Венесуэле. Иран вообще является страной, которая достаточно интересно взаимодействует на глобусе.

В нынешних турбулентных политических и экономических обстоятельствах понятно, что Россия и Китай не только не поддержат подобную операцию, но и окажут Ирану всевозможную помощь. Китай очень заинтересован в выстраивании континентальной инфраструктуры, поскольку морская очень уязвима. Китай стремительно строит автомагистраль по очень сложному ландшафту: уже подписано соглашение, начата работа по строительству из Китая через территорию Афганистана в Иран. Это даст ему выход на континентальные рынки - может быть, в перспективе, к Средиземноморскому побережью, в Европу. И по этой причине тоже я сильно сомневаюсь в вероятности проведения американской операции.

Также стоит сказать, что еще до своей инаугурации Трамп в соцсети X (заблокирована в России) пару раз написал о премьере Израиля Нетаньяху, что тот "хочет втянуть меня в войну с Ираном". Причем дважды написал, и очень не по-дружески. Но тут возможен "эксцесс исполнителя", при котором Трампа втянут в эту заведомо проигрышную операцию. Как раз, чтобы он проиграл.

Думаю, если Трампу удастся удержать власть и внутреннее управление в США, то этими его воинственными заявлениями дело и ограничится. С моей точки зрения, Трамп пытается напустить "тумана войны". Войну он ведет другую: самое главное для него сейчас - победить внутреннего врага, который для него значительно более страшен, чем все внешние. Потому что внешних врагов фактически у США нет. Поэтому устраивать проблемы себе самому он вряд ли хочет. В этом смысле он человек достаточно хитрый: это "дымовая завеса", за которой скрываются его подлинные намерения и действия.