Трамп вводит пошлины в 25% на импорт в США авто и компонентов

Обновлено в 19:50

Трамп вводит пошлины в 25% на импорт в США авто и компонентов
© BFM.RU

Дональд Трамп ввел пошлины в 25% на импорт автомобилей в Штаты. Также анонсированы тарифы на автокомпоненты — они должны вступить в силу не позднее 3 мая. Это как основные комплектующие — двигатели, трансмиссии, аккумуляторы, — так и менее дорогие детали, такие как шины и амортизаторы. По оценке Reuters, в общем эти тарифы охватят импорт на сумму более 460 млрд долларов в год.

Концерны должны будут предоставить документацию с указанием доли «американского компонента» в каждом своем продукте. При одобрении 25-процентная пошлина будет касаться только доли произведенного не в США компонента автомобиля. По мнению Трампа, эти пошлины должны заставить компании производить свои автомобили на территории США. CNN пишет, что Stellantis, которая производит Chrysler, Dodge и Jeep, согласилась «переоткрыть» свой завод в штате Иллинойс, однако он начнет работу не раньше 2027 года. Stellantis — только один из автоконцернов, которые пострадают от пошлин сильнее всего. Два других — Ford и General Motors.

Комментирует генеральный директор Mind Money Юлия Хандошко:

Юлия Хандошко генеральный директор Mind Money «Если Трамп не передумает, то это нанесет колоссальный удар по их экономике, учитывая, что бизнес-процессы мировых концернов автомобильных построены на разных локациях с производством разных запчастей и деталей в разных странах. И, соответственно, необходимость собирать машины в одном месте или производить вообще все запчасти и детали на территории США, мне кажется, несет огромные риски для мировых концернов. Победить в этой схватке имеет большие шансы Tesla, которая имеет совершенно иную бизнес-модель и у которой отстроены процессы так, что они могут построить свой завод хоть в пустыне и у них полностью будет производство в одной точке. По сути, китайцы находятся в той же ситуации, что и другие мировые производители, потому что у них и сборка, и производство находятся и локализованы в Китае. По сути, на каждый юань, ввезенный из Китая в США, китайцы должны будут или доплатить разницу или обеспечить производство на территории США. По сути, они сейчас находятся в ситуации, когда Трамп хочет их прижать и обязать производить все абсолютно запчасти и собирать автомобили на территории Штатов. Логистика у них отрабатывалась десятилетиями, даже столетиями, и мы уже видим падение котировок на премаркете. С точки зрения среднего американца, Ford и General Motors — это основа американской экономики, и так давить на них пошлинами и налогами — это, конечно, кажется нереалистичным. Как Трамп собирается объяснять самим американцам, почему машины Ford стали в два-три или в десять раз дороже, это большой вопрос».

Некоторые тарифы из исполнительного приказа Белого дома и те, что Трамп показывал прессе, отличались. Например, тариф для Южной Кореи в тексте приказа значится как 26%, в то время как в таблице Трампа — 25%. Рейтинговое агентство Fitch понизило рейтинг Китая до уровня A после введения Трампом пошлин. Мировые цены на нефть ускорили падение до 7%. Цена барреля нефти марки Brent опустилась ниже 70 долларов. Также падают акции американских компаний в технологическом секторе — фондовый рынок потерял около 2 трлн долларов. Deutsche Bank выразил обеспокоенность возможным кризисом доверия к доллару США.

Страны пока по-разному реагируют на пошлины. Евросоюз обещает ответить контрмерами на 20-процентные пошлины Трампа. Сингапур не будет принимать ответных мер против тарифов США и стремится к сотрудничеству. Таиланд хочет переговоров с США и готов сократить торговый профицит. Япония заявила, что тариф Трампа в 24% разочаровывает. Южная Корея намерена отправить министра торговли в США для обсуждения пошлин. Франция рассматривает американские технологические компании в качестве цели для ответных мер на пошлины Трампа. Китай также обещает ответные меры.

«Бизнес FM» узнала, как итоги «дня освобождения» воспринимают в европейских странах:

Сергей Иезуитов, журналист из Италии:

«К Трампу-то отношение двоякое, если можно так выразиться. Что касается тарифов — то здесь никакой такой радужной перспективы нет, потому что все ждут, чем это может обернуться на самом деле. И вообще, для того, чтобы дать какие-то серьезные оценки, нужно все это дело переварить. Но естественно, это приведет к тому, что цены на товары из США повысятся, скорее всего. Но учитывая, что Италия — страна довольно самодостаточная, она много чего производит сама, я думаю, что это сильного негативного влияния не окажет ни на экономику, ни на покупательную способность, ни на граждан. Думаю, что должно пройти мимо. Отшумит сверху, и потом, в общем, все это уляжется. Но, как пишут итальянцы, американцы не учитывают, что появятся и зеркальные ответные меры. Сейчас преобладает замешательство. Что касается итальянского премьера, то Джорджа Мелони занимает здесь осторожную позицию, не говорит ни да, ни нет, а смотрит, как будет дальше развиваться ситуация. И потом, естественно, будет высказываться».

Александр Бойко, главный редактор журнала «Берлинский телеграф»:

«Что касается общих настроений, то между депутатами, между политиками Германии сложилось негативное отношение к Трампу. Это связано и с Украиной. И многие политики в Германии не стесняются, так сказать, нецензурно выражаться, выражать недоверие и опасение, что в лице Трампа Америка подводит ЕС, включая Германию. Тема пошлин общество как бы волнует, но очень мало, потому что ценообразование в Германии не сильно поднимется, американские товары есть на территории Германии, но, в принципе, у них нет суперпопулярности. На китайские товары более существенно реагируют люди, потому что количество покупаемых китайских товаров в Германии очень большое, а американских — очень маленькое. Я думаю, скорее всего, политики как-то договорятся по поводу пошлин, и даже если не договорятся, на обычного обывателя это абсолютно никак не повлияет. Это может повлиять на 1-2% населения Германии».

Анна Могилевская, главный редактор словацкого информационного портала Barikada:

«Для Словакии это будет большой удар по экономике, потому что здесь главный сектор — это автопроизводство, и значительная часть экспорта идет именно в Америку: автомобили Volkswagen, которые здесь собираются, Porsche, у Renault здесь большой завод. В общем, автомобильные заводы — это крупнейшие работодатели страны, крупные налогоплательщики. Соответственно, эти 20-процентные пошлины очень сильно ударят по этим фирмам. Поэтому у нас парламент будет обсуждать эту тему, какие меры могли бы быть приняты, как можно было бы поддержать местное производство в связи с этим, но пока никаких конкретных шагов принято не было. В супермаркетах я мало товаров из Америки видела. Мало кто в обществе в этом разбирается. И не могу сказать, что это для всех шок. Все читают эти новости, все за этим следят. Все хотят понять, как это скажется на них, но объем экспорта каких-то товаров повседневного потребления из Америки в ЕС минимальный. Вряд ли это изменит жизнь».

В Сенате США проголосовали против указа Трампа по введению жестких пошли в отношении Канады. Проголосовали против также четыре республиканца. Впрочем, резолюция сената выражает лишь его позицию и не имеет силы закона.