Корреспондент "СОЮЗа" проехала на автобусе из Ростова-на-Дону в Минск
Между Ростовом-на-Дону и Минском почти полторы тысячи километров, но ощущение, что два города совсем рядом. У многих там родные, а у белорусов - родня в России. В моем подъезде жила семья из Гомеля, очень тихие люди, вежливые. На тренировках по бадминтону я регулярно играю с Сашей - он белорус и всегда бьет точно в угол. Вот из Ростова пустили прямой автобус в Минск. Время в пути - 25 часов. Билет - 5600 рублей. Есть и другие проходящие маршруты, например, из Ялты. Но дело, конечно, не в автобусе. А в связи. Вот о чем действительно хочется говорить. Например, о Шолохове, который родился на Дону, а его книги любят и в Минске. О людях, которые живут по разные стороны границы, но остаются близкими. Было любопытно, сможет ли автобус добраться до Минска за 25 часов.
Хаб юга
Посмотрела погоду в Минске. Точно, как в Ростове: ночью +2, днем +14. Утро. 6.30. Город спит. Лаунж звучит тихо. Как будто автовокзал не место пересадок и прощаний, а элитный спа-салон. Современный, технологичный. В Ростове такого автовокзала еще не было. Рентгеновские сканеры, их еще называют интроскопы, играют ключевую роль в безопасности. "Центральный" - новый транспортный хаб юга. Отсюда можно не только уехать, здесь можно поселиться и жить: магазины, кафе, аптеки, МФЦ, детский центр, коворкинг. На табло мелькают направления: Мариуполь, Мелитополь, Москва, Минск, Моздок. Под скамейкой - зарядка для телефона. Пассажиры сидят, уткнувшись в экраны. Я тоже. Мы все ждем. Каждую пятницу с международного вокзала "Центральный" отправляется.
Он уже стоит на перроне. Китайский Zhong Tong. Белоснежный, с кристально чистыми габаритными огнями и фарами.
Мое место у окна. Отправление ровно в 6.50 с проспекта имени Шолохова. Найду ли я томик Шолохова в первой же книжной лавке Минска?
Дороговата М-4
В билете значится: прибытие в Минск в 7.30. Температура в салоне +23, комфортно. Спинка кресла регулируется, можно наклонить, как в шезлонге. Места для ног достаточно, но всегда хочется чуть больше. В автобусе телевизор. Я еду с маленьким рюкзаком: зубная щетка, телефон, никаких лишних вещей. Багаж не входит в стоимость билета. Вай-фай в салоне отсутствует, но разъем для зарядки телефона все же есть. М-4 - трасса, конечно, знаменитая. Широкие полосы, хорошее покрытие, платные участки с ценами, которые заставляют перевозчиков горестно вздыхать.
На билборде вдоль трассы: "Ростовская область строит "Вертолеты России". Картинка Ми-8, мощного, брутального. Как будто только что взлетел и собирается прямо с плаката уйти в небо. Ремни безопасности на каждом сиденье - создается ощущение, что автобус тоже вот-вот взлетит. Раньше пассажиры из Ростова добирались в другие города и самолетами. Теперь аэропорт Платов не работает. Стоит вдали, красавец, но пустой. Однако связь с миром, конечно, не прервалась. За окном тянутся ветряки, напоминая декорации к фантастическим фильмам.
Автобус останавливается каждые 2,5-3 часа. Первая санитарная остановка в 8.30. У нас 20 минут. Туалет - 30 рублей, чисто. Кофе - 120.
Из окна автобуса видно, как тянут на тягачах зерноуборочные комбайны завода "Ростсельмаш". Конечно, это не "БелАЗы" - белорусские карьерные самосвалы и бульдозеры, которые выглядят так, будто могут перевезти половину города. Представила себе и уснула.
Выйти за границы
Проснулась уже в Воронежской области. У дороги стела: Богучарский район. Воронежские леса проплывали за окном, и вдруг - олени. Вышли из чащи и посмотрели на нас. Мы остановились в полдень в зоне отдыха.
Пассажиры коротали время, раскладывая пасьянс в телефонах.
К середине поездки автобус заполняется. На стойке самообслуживания помогла разобраться с кофемашиной немолодому мужчине. Виктор ехал со мной из самого Ростова. Он хочет повидать внука.

- Надо студенту моему вещи привезти. Учится в Варшавском университете. Это который знаменитый, один из крупнейших и самых престижных в Польше. Из Минска на автобусе поеду в Варшаву. Билет уже купил.
Говорил просто, спокойно. Так, будто пересекать несколько границ ради семьи - дело обычное. Еще один попутчик родом из Донецка. Он едет к белорусской родне. Везет детворе куклу и фиксиков. Парень, всю дорогу просидевший с ноутбуком, неразговорчив, но кофе сближает всех. Он учится в Москве и работает на удаленке. Будет программистом. В Ростове у него родственники.
- Скучаю по Минску. В Москве для меня слишком большой движ. Но я доволен, что учусь в России. Литература? Скорее, компьютерные игры. "Тихий Дон" не читал, смотрел фильм. А вот "Судьбу человека" читал и помню.
Душа у Минска точно есть, она в аккуратных фасадах, широких проспектах. Минск вообще таков, не суетится
Ночью в автобусе спится неудобно. Дремала, пока проезжали Смоленскую область. На часах 4.44. Граница мерещится в фарах автобуса. Последний раз я была в Белоруссии лет двадцать назад, девчонкой, со школьной экскурсией. Пограничный наряд прошел по салону, взглянул на паспорта. Никаких рамок, металлодетекторов, формальностей. Союзное государство, что сказать. Как приятно иметь такого соседа, который доверяет и не подведет. За окном трасса. Мелькают машины: русские, белорусские, европейские. Поток смешанный, границы словно стерлись. До столицы Беларуси часа три. Усталость от поездки была, что скрывать, ноги отекли. Я с трудом, но уснула. А когда открыла глаза, первое, что увидела: "Добро пожаловать в Минск". На русском. Как дома.
The Minsk Times
Автобус прибыл тютелька в тютельку. В 7.40 вышла на минском автовокзале "Центральный". Пассажиры благодарят водителей за легкую дорогу. Отвечают: "Спасибо, что погладили". Утро в городе М. поразило: все вывески на русском. Реклама, на развилке заправочный комплекс в синих тонах "Газпрома". Все знакомое. Не просто чисто, а так, будто город только что вымыли с мылом. На плакате - Марина Василевская, первая белорусская женщина-космонавт. Улыбается, будто говорит: "Ну, вот мы и в космосе". Сажусь в "Яндекс Такси". Оплачиваю поездку картой "Мир", здесь ею можно расплатиться повсюду. И конечно, первое что съела, голодная с дороги, - знаменитые драники в сметане. Две большие порции за 15 белорусских рублей. 450 - на наши деньги.
Прислушиваюсь к мелодичной, певучей белорусской мове. Белорусский с украинским очень похожи, так что смысл улавливала. Украинский мне родной. А русский здесь везде. Полистала газеты - Рэспубліка и The Minsk Times. Последняя - целиком на английском. На проспекте Дзержинского и Маяковского встретила туристов из Китая. Похоже, они тоже пытались понять этот город.

А душа у Минска точно есть. В аккуратных фасадах, широких проспектах. Минск вообще таков, не бросается в глаза, не суетится.
Девушка, по виду студентка, взглянула на часы. Не просто так, а с легкой тревогой. У нее часы "Луч". Рядом высится главный корпус Минского часового завода. Я задержалась у громадины "Минск-арены". Здесь в 2014 году гремел чемпионат мира по хоккею, город жил в предвкушении, улицы гудели. Навстречу мне пробежал мальчуган лет семи. Прижимал к груди покупку из "Спортмастера". Спустилась в подземный переход, там своя драма. Девочка лет двенадцати тянула маму за рукав:
- Ма-ам, ну пожалуйста, это же концерт Ирины Дубцовой!
Мама вздохнула, но рука уже потянулась в сумочку за кошельком. Я улыбнулась. Такие сцены универсальны и одинаково трогательны в Минске, Москве, Ростове, где угодно.
Повернула на проспект Независимости. Подошла к дубовой сталинской двери центрального книжного магазина Кнiгарня. На полках соседствуют детективы, стихи и классика. И вдруг взгляд зацепился за знакомый корешок - "Тихий Дон". А рядом том Льва Толстого. Подумала: даже вдали от дома меня находят родные вещи. От этого мир вокруг кажется уютным и своим.