о намерении Дании противостоять американскому президенту
«Крошечное Датское королевство, ставшее объектом территориальных аппетитов Трампа, откровенно жалко... Думаю, конечно, что Копенгагену ничего не грозит. Благо капитулировать и сдавать территории в Дании умеют... Но вот в чём нюанс: когда речь идёт о той же самой войне на Украине, официальный Копенгаген выступает категорически против её скорейшего окончания и совершенно не стесняется говорить об этом вслух».
Современная внешняя политика большинства государств Европейского союза даёт мало поводов для смеха. Декларируя высокие идеалы, реально страны ЕС руководствуются совсем другими принципами: «война до последнего украинца»; если пламя конфликта на Украине вдруг начинает затухать, надо его срочно вновь раздуть. Типичным для текущего момента является, например, следующее высказывание главы Европейского совета Антониу Кошту: «Лучший способ поддержать Украину — оставаться последовательными в нашей цели: достичь справедливого и прочного мира. Это означает продолжать оказывать давление на Россию посредством санкций».
Короче, всё скучно, нудно и банально. Впрочем, нет, не всё. Сомневаюсь, что министр обороны Дании Троэльс Лунд Поульсен ставил перед собой задачу повеселить общественность. Но по факту у него получилось именно это. Глава датского оборонного ведомства — о планах Дональда Трампа аннексировать Гренландию: «Сейчас есть повод снова дать ясно понять, что мы не позволим американцам считать, что они могут решать, каким королевство будет в будущем. Это решение принимается королевством, частью которого является Гренландия».
Это даже смешнее тех классических датских кинокомедий, которые так нравились мне в детстве. Возьмём, например, известный фильм 1965 года «Бей первым, Фредди!»: простой датский коммивояжёр по имени Фредди предотвращает Третью мировую войну. А как над высокопоставленными политиками из Копенгагена стебались в некоторых фильмах про банду Ольсена! Помню, как я переживал, когда посмотрел все 14 кинолент на эту тему. Мне хотелось ещё и ещё! И вот приехали — мечты сбываются: жизнь имитирует искусство, действующий министр обороны Дании выступает в комедийном жанре.
Он, видите ли, «не позволит» Трампу что-то там сделать. Даже как-то неловко спрашивать, как именно датский политик планирует осуществить своё обещание. Пригрозит Трампу пальчиком? Отправит против него всю датскую армию численностью аж 25,4 тыс. человек? Поставит перед этой армией задачу побить её «рекорд» 1940 года: капитулировать не через 4 часа 4 минуты после начала боевых действий, как это было во время вторжения войск Гитлера в Данию, а через 4 часа 5 минут?
Мне, честно говоря, даже несколько совестно отпускать такие шутки. Крошечное Датское королевство, ставшее объектом территориальных аппетитов Трампа, откровенно жалко. Но вот в чём нюанс: когда речь идёт о той же самой войне на Украине, официальный Копенгаген выступает категорически против её скорейшего окончания и совершенно не стесняется говорить об этом вслух. Действующий премьер-министр Дании Метте Фредериксен в ходе визита в Киев 24 февраля 2025 года: «Я понимаю, что многие люди считают, что мирное урегулирование или прекращение огня — хорошая идея, но мы рискуем тем, что мир на Украине на самом деле опаснее, чем война, которая идёт сейчас».
«Мир опаснее, чем война»? Странная концепция, но для датских политиков далеко не новая.
Например, в далёком 2003 году наш знакомый Троэльс Лунд Поульсен был горячим сторонником вторжения США в Ирак. Сейчас в силу понятных причин энтузиазм датских слуг народа, связанный с возможными американскими военными операциями, несколько поугас. Премьер Метте Фредериксен: «Я не так уверена в американцах, как раньше... Но я думаю, что все удивлены скоростью, с которой возникла неопределённость с американской стороны».
А чему удивляться-то, мадам Фредериксен? Есть давний и очень правильный принцип: не рой другому яму, относись к другим так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Датские «слуги народа» желают Украине войны. Вывод, который вытекает из этого факта, очевиден.
Думаю, что Копенгагену, конечно, ничего не грозит. Благо капитулировать и сдавать территории в Дании умеют. Например, до 1864 года Датское королевство не было таким миниатюрным, каким оно является сейчас. Площадь всей нынешней Дании без учёта Гренландии и Фарерских островов — 49 тыс. кв. км. Площадь провинции Шлезвиг- Гольштейн, которую в тот год официальный Копенгаген уступил (не совсем добровольно, конечно) Берлину и Вене, — 19 тыс. кв. км.
Конечно, Гренландия (если рассуждать о площади) — это вообще великан. 2 млн 166 тыс. кв. км — это, знаете, не хухры-мухры. Но контроль Дании над этой своей административной автономной единицей является весьма условным.
Становиться американцами жители Гренландии, насколько можно судить, не хотят. Но и оставаться датчанами (пусть даже в очень узком и формальном смысле) они тоже не желают.
Не далее как год назад глава автономного правительства Гренландии Муте Боуруп Эгеде публично обвинил Данию в геноциде коренного населения. Да, в этом отношении в Датском королевстве всё тоже очень сильно прогнило.
Грозящий пальчиком Трампу датский министр обороны больше не выглядит смешным? Что поделаешь, мы имеем то, что имеем. Такая вот Дания страна: кинокомедии и сериалы получаются у неё намного лучше, чем адекватная внешняя политика.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.