Башкан Гагаузии Гуцул была задержана в аэропорту Кишинева

На своем экстренном заседании 26 марта Народное собрание (парламент Гагаузии) потребовал немедленного освобождения главы автономии Евгении Гуцул. Башкан Гагаузии была задержана вечером 25 марта в аэропорту Кишинева, откуда она должна была лететь в Стамбул по приглашению Международного журналистского конгресса. Она задержана на 72 часа, но Генпрокуратура намерена добиваться ее ареста по обвинению в незаконном финансировании партии «Шор».

Башкан Гагаузии Гуцул была задержана в аэропорту Кишинева
© Московский Комсомолец

© ru.wikipedia.org

Гуцул была избрана башканом Гагаузии в 2023 году.

По просьбе “МК” ситуацию с арестом главы Гагаузии прокомментировал ветеран спецслужб Приднестровья, политолог Дмитрий Соин.

- Отношения Кишинева и Комрата накалялись давно. Но почему именно сейчас молдавским властям понадобился арест главы автономии?

- Я это расцениваю как один из элементов комплексных мероприятий по зачистке политического поля Молдовы накануне парламентских выборов. Для режима Санду существует несколько болевых точек, которые создают потенциальную угрозу. Это Гагаузия, где Санду получила около 3% голосов на президентских выборах, и Приднестровье, где она получила меньше 20% голосов. Ей необходимо зачистить это пространство от оппонентов и тем самым блокировать потенциальную угрозу. Задержание Евгении Гуцул происходит на фоне общего наката на оппозицию. Мы знаем, что погромы, обыски проходят в офисах блока «Победа», происходят задержания людей, выносятся сфабрикованные судебные решения. Готовится почва для того, чтобы вообще не допустить оппозицию к выборам. Для этого используются обвинения в якобы незаконном финансировании избирательной кампании. Санду занялась этим вплотную после того, как провалила референдум о евроинтеграции и собственное переизбрание на территории Молдовы. Мы помним, что она выиграла за счет вброса голосов на избирательных участках в ЕС. Она хочет купировать эту угрозу путем изоляции видных фигур оппозиции и, по сути, ликвидации оппозиции как таковой. Сам факт задержания Гуцул, независимо от того, чем оно завершится, это сигнал, означающий, что Санду пойдет путем репрессий. Если они смогли задержать Гуцул, то что может им помешать задержать главу Приднестровья Красносельского, депутатов парламента ПМР? Молдавские власти перешли Рубикон. Они начали арестовывать руководителей оппозиционных регионов.

- В начале 90-х Кишинев уже предпринимал попытки ареста лидеров «сепаратистских» движений в Приднестровье и Гагаузии. В итоге это привело к войне. В Гагаузии проходят митинги, там заявляют, что арест башкана является «арестом всего региона». Какой реакции можно ожидать от гагаузов в случае, если Гуцул не освободят?

- Несомненно, задержание главы Гагаузии вызвало негативную реакцию населения автономии. Хотя там внутри есть противоборствующие между собой группы, задержание Гуцул консолидирует гагаузский электорат. Однако Гагаузия сейчас «обесточена». Львиная доля трудоспособного населения находится за границей на заработках. В самой автономии остались в основном пожилые люди или, наоборот, очень молодые – учащиеся школ и колледжей. Гагаузии 1990-1991 годов, где было много молодежи, крепких мужчин, общественных активистов, давно нет. Я бы не стал делать ставку на то, что в Гагаузии поднимется какое-то восстание. Но протесты будут, будет рост глухой ненависти к режиму Санду. Она может получить обратную реакцию на парламентских выборах, когда ее партия полностью провалится в Гагаузии. К сожалению, гагаузский электорат – это примерно 50-60 тысяч голосов. Это мало, чтобы кардинально повлиять на исход выборов. Это лишь маленькая гиря, но в решающий момент она может перевесить чашу весов.

- Какая реакция может последовать со стороны Приднестровья?

- В Приднестровье прекрасно понимают, что они станут следующими. Я считаю, что для Приднестровья арест Гуцул - это удар колокола. Все внешние коммуникации Тирасполя осуществляются через кишиневский аэропорт. Глубоко символично, что Гуцул задержали именно там. Без какого-либо коридора в Приднестровье никто не сможет дать гарантии безопасности этой республики. Второй вариант – это четкие гарантии безопасности, прописанные отдельным документом, который будет сохранять там российское миротворческое присутствие на неограниченный срок, пока не будет окончательно определен статус Приднестровской республики.