Политолог о скандале с Гуцул: у Гагаузии нет силового блока, Молдавия имеет карт-бланш на любую дичь
Задержание главы Гагаузии Евгении Гуцул не приведет к ее заключению под стражу, так как для этого нет законных оснований. Однако давление на нее продолжится, что может негативно сказаться на ее политической карьере и работе автономии, рассказала доктор политических наук, профессор РАНХиГС, политолог Наталья Харитонова.
«Ее задержание носит политический характер, никаких законных оснований ее задерживать не было. Просто оно совпало по срокам с заявлением председателя парламента о том, что выборы состоятся осенью, хотя они должны были пройти еще будущим летом. Гуцул представляет оппозиционную силу, она входит в команду Илана Шора, который из-за уголовного преследования уже давно находится, как я понимаю, в России. Собственно, поэтому Гуцул там часто бывала, пытаясь решить вопросы, связанные с повышением уровня жизни в автономии. Все прекрасно понимают, что ничего серьезного ей предъявить не получится. Ее невозможно за это посадить, но просто это будет максимально затянуто, ей будут портить карьеру, ее будут искусственно изымать из политического процесса. Она фактически уже почти сутки не может выполнять свои прямые обязанности, что парализует и административный аппарат, и создает массу других последствий», - сообщила она НСН.
Гуцул задержали в аэропорту Кишинева перед вылетом в Стамбул, куда она направлялась по приглашению Международного журналистского конгресса. Позже ее доставили в Национальный антикоррупционный центр Молдавии. По данным местных СМИ, ей предъявлены обвинения в соучастии в незаконном финансировании политической деятельности в составе организованной преступной группы. Однако фактических оснований для задержания нет.
Кроме того, с 2023 года Гуцул не включена в состав молдавского правительства в качестве башкана Гагаузии, поскольку президент Молдавии Майя Санду отказалась подписать этот указ.
Эти события происходят на фоне законодательных инициатив, направленных на ужесточение контроля над оппозиционно настроенными структурами. Власти Молдавии могут использовать напряженность в Гагаузии как повод для дальнейшего ограничения автономии, которая остается оппозиционным центром.
«У Молдавии есть рядом страна, где в ноябре победил независимый кандидат Джорджеску. Более того, отдельные официальные лица в Молдавии фиксировали, что аудитория популярных аккаунтов на разных платформах больше, чем аудитория официальных телеканалов. То есть угроза для властей налицо, поэтому удар по Гагаузии политически обусловлен. Не исключаю, что цель этой провокации противостояния между Комратом и Кишинёвом в том, чтобы ужесточить политику в отношении автономии, которая фактически является оппозиционным центром. Гагаузия весьма ограничена в правах. У них нет своего силового блока. Поэтому бороться они могут только на уровне общественных деятелей и народного возмущения. Однако власти фактически показали, что не собираются считаться с общественностью. Единственное, парламент может инициировать обращение в Венецианскую комиссию, которая, я полагаю, сочтет эти действия некорректными, но Кишинёв их просто проигнорирует, так как власти получили полный карт-бланш от европейских структур на любую политическую дичь для того, чтобы удержаться на своем месте», - отметила политолог.