Россия может избежать американских пошлин, но санкции сохранятся
Администрация президента США Дональда Трампа 2 апреля готовится ввести зеркальные пошлины на иностранный импорт, и это может коснуться России, сообщила The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники в Белом доме.
Так, Вашингтон может отложить внедрение пошлин на ряд отраслевых товаров, и вместо этого сосредоточиться на взаимных пошлинах в отношении списка стран, на которые приходится значительная часть внешней торговли США.
В конце февраля торговый представитель США Джеймисон Грир рекомендовал во время ужесточения торговой политики сосредоточиться усилия «на странах с наибольшим дисбалансом в торговле с США». Среди них он обозначил страны G20 (а также Вьетнам), в том числе Бразилию, Канаду, Китай, ЕС, Индию, Японию и Россию.
По итогам 2024 года американский импорт в России оказался значительно ниже, чем российский экспорт в США – $526 млн и $3 млрд соответственно. Соответственно, для США торговля с Россией оказывается дефицитной, что для Трампа является одной из болезненных тем.
В разговоре с «СП» доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев подчеркнул, что на фоне развития событий в сфере политического урегулирования Трамп сделает все возможное, чтобы воздержаться от введения прямых пошлин на российские товары.
– Ему нужно заключить сделку. Правда, это не значит, что сейчас ничего не происходит с точки зрения санкционного давления. Недавно Минфин США не продлил генеральную лицензию 8L, которая позволяла зарубежным компаниям осуществлять платежи за энергоносители из России через российские подсанкционные банки.
Тем не менее введение пошлин и отсутствие продления лицензии – разные вещи. Важнее будет геополитический фактор, поэтому пока Трамп будет воздерживаться от введения антироссийских пошлин.
«СП»: Можно ли говорить о том, что последнее действие американского Минфина окажется серьезным ударом по России?
– Опыт последних 3 лет говорит, что все антироссийские меры не критичны, если брать их по отдельности. Но в совокупности ограничения, конечно, осложняют внешнеторговую деятельность.
Последнее действие США тоже не критично само по себе, но это дополнительные трудности, которых и так хватает. Скорее всего России придется экспортировать энергоносители с меньшей маржой, дисконты тоже придется делать. Будут искать новых посредников, чтобы проводить платежи. За это придется доплачивать.
Но все же санкционное давление с точки зрения отсутствия продления данной лицензии не так прямолинейно.
Так, по данным Bloomberg, администрация Трампа согласилась продлить до мая исключение из санкций для турецкого импорта российского газа. Такое исключение, если оно будет актуальным, все же дает чувствительное облегчение для торговли энергоносителями.
«СП»: Есть вероятность, что уже 2 апреля США могут ввести пошлины на импорт автомобилей, фармацевтической продукции и полупроводников. Как это повлияет на российский экспорт в США?
– Суммарный российский экспорт в $3 млрд на самом деле не очень значительный на фоне российского внешнеторгового оборота в сотни миллиардов долларов. Конечно, России даже меньшими суммами разбрасываться трудно. Но опять же, не думаю, что пошлины для российских товаров будут введены, какая-то торговля между Россией и США продолжится. Учитывая переговоры, Трамп будет аккуратнее действовать.
Куда более важной историей для него являются анонсированные на 2 апреля пошлины в 25%, которые будут введены на товары стран, которые закупают нефть и газ из Венесуэлы. Здесь более высокие ставки, в том числе если посмотреть на риторику Трампа. По его словам, Венесуэла отправляет в США под видом иммигрантов «десятки тысяч преступников».
«СП»: Введение пошлин против Мексики и Канады снова отложены, это все еще часть тактики Трампа?
– Это и является его подходом: попугать, ввести пошлины, посмотреть, как торговые партнеры США отреагируют, а потом сделать какие-то исключения. То есть таким образом он не очень аккуратно, но явно усиливает переговорную позицию.
«СП»: Американский фондовый рынок лихорадит последние несколько месяцев. Dow Jones Industrial с середины марта немного отыграл потерянное, но все еще примерно на 4,4% ниже уровней середины февраля. Можно ли сказать, что инвесторы в США оказались в реально нестабильной ситуации?
– Да, и Трамп вынужден это учитывать. Думаю, что союзный ему бизнес доносит о всех потерях, не исключая Илона Маска.
Котировки его компании Tesla упали примерно вдвое за последние 3 месяца.
Что бы Трамп ни говорил о приемлемости издержек, он как бизнесмен должен понимать, что они уже достаточно велики. При этом торговая война, по сути, находится в самом начале. Если действительно все эти пошлины в отношении европейских и китайских товаров, у того же ЕС – в отношении американских начнут работать, то полагаю, что ситуация на фондовом рынке США еще сильнее ухудшиться, причем резко.
Все-таки рынок правильно считывает действия Трампа, полагая, что в них пока еще много запугиваний и меньше конкретных действий. Но если окажется, что меры станут реальностью, то негативный процесс в экономике, особенно на фондовом рынке, будет стремительно развиваться. И Трамп будет вынужден это учитывать.
«СП»: Индекс CSI 300, отражающий лучшие акции Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых бирж, постепенно восстановился до уровня декабря после падения в январе. Можно ли сказать, что американские пошлины не так сильно влияют на китайский фондовый рынок?
– Это было уже учтено инвесторами в китайской экономике. Для Китая угрозы Трампа – не новость, похожие процессы происходили еще во время его первого срока.
Тот факт, что рынок немного восстановился, и мы сейчас не видим сильно негативной динамики, объясняется готовностью игроков. Если бы пошлины были введены неожиданно и они были бы мощнее, то обвал оказался бы сильнее.
«СП»: Есть ли угроза обрушения американо-китайской торговли?
– Этого не стоит ожидать. Все-таки Трамп умеет считать, он прагматик. Как только станет понятно, что США ждут неоправданно высокие издержки, а он не добьется своих целей, то Трамп будет отыгрывать обратно.
В этом плане Трампу проще действовать в Латинской Америке, где он может доводить дело до конца и достигать каких-то целей.
Так, в конце января по итогам короткой торговой войны США добились от Колумбии согласия принимать мигрантов в обмен на отмену пошлин, а в начале февраля президент Панамы Хосе Рауль Мулино заявил, что страна не будет продлевать действие меморандума с Китаем в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Но ЕС и Китай куда более мощные соперники для США.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, - в теме «Свободной Прессы».