Смена темы. Европа забыла про жертвы в секторе Газа, но ее мусульмане помнят
24 февраля, впервые с 2022 года, Европейский союз и Израиль обсудят совместные интеграционные перспективы. Во всяком случае именно этим целям призваны служить саммиты Совета по ассоциации — регулярные в прошлом, но откладывавшиеся после 7 октября 2023 года, когда нападение движения ХАМАС на еврейское государство переросло в серию затяжных столкновений в секторе Газа, Ливане и за их пределами. Накануне встречи НКО Старого Света обратились к политикам с призывом к антиизраильским торговым санкциям. Однако шансы на их введение невелики: хотя реакция европейского истеблишмента на операцию Израиля в Газе (свыше 45 тыс. погибших палестинцев) была внешне бурной, но не заходила слишком далеко. Тем более нет оснований ожидать перемен и сейчас. Кто старое помянет - тому глаз вон?
Европе неловко
В течение 2024 года бывший комиссар ЕС по международным делам Жозеп Боррель воплощал в своей фигуре декларативное возмущение европейского сообщества жертвами среди палестинцев Газы. Чиновник посвятил погибшим несколько десятков сообщений в своих социальных сетях. Острие его критики нацеливалось на Тель-Авив. Так, в январе 2024 года Боррель уличил израильские власти в финансировании ХАМАС на раннем этапе его существования и обвинил в создании самой этой организации.
По мере того как число погибших в секторе росло, Боррель все чаще заявлял о своем сочувствии Палестине. "Я инициировал процедуру опроса стран-членов, считают ли они уместным ввести санкции против двух израильских министров за язык ненависти в отношении арабского населения", — сообщил Боррель в августе. В ноябре, после новых жертв, еврокомиссар призвал заморозить дипломатический диалог с еврейским государством. Слабость обеих инициатив крылась в необходимости заручиться поддержкой всех государств Европейского союза одновременно. Дважды потерпев поражение при голосовании, Боррель мог только воздевать руки к небу.
Отдельные страны ЕС в этих условиях отыскали способ выразить возмущение Израилем. Испания и Ирландия в 2024 году объявили о признании палестинского государства, присоединившись к 146 государствам (среди них и Россия), поступившим точно так же гораздо ранее. Испания ввела эмбарго на поставки оружия Израилю, а в мае 2024-го отказалась принять в своем порту военный груз, следовавший в Тель-Авив, позже Мадрид призвал весь мир отказаться от торговли оружием с еврейским государством. Эта принципиальная позиция уравновешивалась тем, что Германия во время боевых действий, напротив, нарастила поставки израильтянам всего необходимого для войны.
Брюссель меняет цель
Вступление в должность 1 декабря нового еврокомиссара по международным делам Каи Каллас сопровождалось изменением курса — Европа неожиданно перестала критиковать Израиль. Тема жертв в секторе Газа и Ливане больше не всплывала в социальных сетях главы внешнеполитического ведомства. А 16 декабря ее тихо исключили и из повестки саммита глав МИД ЕС под председательством Каллас. Столкновения при этом продолжались.
Задним числом обнаружилось, что Тель-Авив одержал победу в перетягивании каната с Брюсселем. Летом 2024 года стороны не смогли договориться о проведении саммита Совета по ассоциации потому, что ЕС намеревался поставить на обсуждение страдания гражданского населения в Газе. В феврале 2025-го так вопрос, судя по всему, не стоит, поскольку встреча состоится. В ноябре Международный уголовный суд выдал ордер на арест премьер-министра Биньямина Нетаньяху, но и проблемы с его исполнением оказались преодолимыми. Европейские страны — от Венгрии до Италии — выступили с оповещениями, что проигнорируют МУС. Выразительнее (или изобретательнее) всего это получилось у Франции: изучив текст Римского статута, чиновники ее Министерства иностранных дел обнаружили лазейку: в статье 98 основополагающего документа утверждается, что от государств, признающих трибунал, "нельзя требовать, чтобы они действовали вразрез с иммунитетом стран, не подчиняющихся МУС". Другими словами, безопасность Нетаньяху в случае его визита в Париж обеспечена.
Непредвиденный разворот Евросоюза в сторону от палестинцев естественно объяснить возвращением в Белый дом Дональда Трампа — проверенного временем друга Израиля. Однако еще одна причина может крыться в ослаблении давления изнутри. Во второй половине 2024 года пропалестинские манифестации в ЕС, одно время довольно частые, стали редкостью. Учтя это, евроэлиты перестали идти даже на символические компромиссы с мусульманами. Однако все имеет свою цену.
Две линзы, одни очки
Нажим, который в случае с Израилем заставил себя долго ждать и завершился ничем, выглядел совершенно иначе, когда дело затрагивало сектор Газа. В первые же дни после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года (1 139 погибших) еврокомиссар по расширению и политике добрососедства Оливер Вархели сообщил о приостановке программы помощи всем палестинцам. В том же месяце его почин поддержали Германия, Австрия и Швеция. На удивление быстро Европа нажала на финансовый рычаг. Для палестинцев он крайне чувствителен: около миллиона детей в регионе зависят от постоянных гуманитарных поставок извне.
13 октября 2023 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже была в Израиле. В ее выступлении — хотя Израиль приступил к обстрелам мирного населения — упоминались только жертвы с еврейской стороны. Лишенным финансовой помощи миллионам палестинцев Европа обещала в основном аудит того, как расходовались деньги. Когда он завершился, то выяснилось, что подозрения были зря: фонды европомощи не уходили на подпитку ХАМАС, поэтому их начисление с запозданием было решено все-таки восстановить.
Тем временем в Старом Свете развернулись акции протеста как сторонников, так и противников военной операции в секторе Газе. Отношение к ним разнилось: произраильские получали согласование легко, демонстрации сочувствующих палестинцам наталкивались на сопротивление. В октябре 2023 года министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен предпринял попытку запретить их все через суд, хотя и безуспешно. Зато официальный запрет ввели власти Гамбурга, второго по числу жителей города Германии. Вскоре именно ФРГ, а также Австрия взяли на себя лидерство в сдерживании пропалестинской активности, что перекинулось даже на художественную деятельность. С этим столкнулась палестинская писательница Алания Шибли: в 2023 году она прибыла на Франкфуртскую книжную ярмарку, чтобы получить премию, вместо которой была выдворена организаторами по обвинению в антиизраильском активизме.
Хмурый взгляд из-под хиджаба
Несбалансированная реакция Европейского союза на ближневосточный кризис отражает тенденцию, набирающую силу уже в течение длительного времени. Жители Старого Света все хуже относятся к приверженцам ислама, не исключая своих собственных соотечественников. Согласно опросу Европейского агентства фундаментальных прав, доля евромусульман, сталкивавшихся с исламофобией, выросла за восемь лет на 8% — с 39% в 2016-м до 47% в 2024-м.
Чаще всего задетыми себя называют жители именно тех стран, где поддержка Израиля была самой непреклонной, — Австрии и Германии, причем в первой пострадавшими от дискриминации себя считают рекордное количество местных мусульман — 71%. В масштабах целого Европейского союза число недовольных дает внушительную цифру в 13 млн человек. Каждый из них с юридической точки зрения европеец, но чувствует себя гражданином второго сорта.
Наиболее распространенная жалоба европейских мусульман — отказ местных работодателей в найме, предположительно по причине этнического происхождения или веры, дискриминация по причине дресс-кода и немотивированный отказ в сдаче жилья. Достоверность этих утверждений можно попробовать проверить извне. Социологи фиксируют тенденцию: 41% мусульман в ЕС занимают должности, уступающие их профессиональной квалификации. С этого ракурса получается, что Старый свет - не лучшее место для развития карьеры.
По состоянию на начало 2025 года мусульмане составляют 5% населения ЕС, но эта доля возрастет за счет высокой рождаемости даже в том случае, если Старый Свет добьется полной остановки миграции. Если же этого не произойдет, то, по базовому прогнозу, к 2050 году число евромусульман вырастет до 57,8 млн, а по максимальному — до 75,5 млн человек. При подобном развитии событий безразличное отношение к жертвам среди палестинцев может стать роскошью, которую европейцы уже не смогут себе позволить. Но признаков, что они готовы к корректировке курса, пока что не просматривается.