Местные особенности и роль личности: Историк Тетекин о пути развития Белоруссии и Украины
«Местные особенности» сыграли едва ли не ключевую роль в выборе пути двух бывших советских республик — Белоруссии и Украины. А именно в том, почему одна состоялась как самостоятельная, уважаемая, стабильная, процветающая страна, а другая оказалась в тяжелейшем, печальном состоянии, отметил в беседе со «Свободной Прессой» доктор исторических наук, главный политический советник председателя ЦК КПРФ Вячеслав Тетекин.
По его словам, важным параметром в развитии обоих государств является роли личности в их истории. В случае с Беларусью субъективный фактор сыграл огромную роль. В определенный момент во главе республики оказался человек, глубоко преданный интересам своего народа, — бывший директор совхоза, который знал проблематику не на уровне макроэкономики, а на уровне «абсолютно заземленном», и вместе с тем, как выяснилось потом, обладавший огромным лидерским потенциалом.
«Сегодня Александр Лукашенко является, я бы сказал, одним из ярчайших мировых лидеров. Небольшая страна с населением 10 миллионов человек, не обладающая существенными запасами полезных ископаемых, с довольно бедными почвами по уровню стабильности выгодно отличается от всех остальных бывших республик Советского Союза — сегодня это уважаемый член мирового сообщества», — пояснил собеседник издания.
Вторым фактором Тетекин назвал национальный характер белорусского народа, который не подвержен в силу исторических особенностей каким-то «импульсивным, эмоциональным вывихам» — основательные, спокойные, вдумчивые, доброжелательные люди. Во многом именно это определило то, что белорусы пошли за Лукашенко по пути постоянной, терпеливой работы в построении совершенно нового типа экономики, в которой самую большую роль играли уже не внешние поставки и помощь извне.
«Что касается Украины, ей, конечно, не повезло, что к власти с самого момента провозглашения независимости пришли бывшие партийные работники высокого уровня, которые мгновенно переметнулись и превратились из интернационалистов в националистов. Вместо того, чтобы вести народ по пути сохранения интернациональной связи с братскими республиками, они пошли по пути оголтелой агрессивной самостийности. В силу своей внутренней коррумпированности и гнилости эти люди сразу повели страну в ложном направлении», — уточнил историк.
Одновременно все украинские руководители, начиная с Кравчука, Кучмы, заканчивая Ющенко и Януковичем, занимались фактически разрушением экономики, особенно производственного и научного секторов, как это в определенный период происходило в России. Свою роль, бесспорно, сыграл и импульсивный характер украинского народа.
«Тут не стоит вкладывать особо негативный смысл. Украинский народ — героический и надо относиться к нему с уважением, но он просто южный, у него характер несколько другой, нежели у белорусов, которые жили в условиях Полесских болот. И когда власть захватили люди, напиравшие на националистическую, эмоциональную ситуацию, они смогли за собой повести не только украиноязычное население, но даже русскоязычное русское население за счет качественной обработки общественного мнения», — подчеркнул Тетекин.
Все это привело Украину к режиму конфронтации с РФ и нынешним печальным событиям. При этом у самой России до последнего времени фактически не было четко выраженной, осознанной политики в отношении своих соседей. Все устремления сил, которые пришли к власти в 1991 году, были направлены на установление, как они считали, «партнерских» связей с Западом. А к соседним республикам посыл был из разряда: «куда вы денетесь».
«Украиной очень активно занимался Запад, который вколотил десятки миллиардов долларов на создание антироссийской прослойки. В отношении Минска, который сразу же под руководством Лукашенко взял курс на братские отношения с Москвой, со стороны тогдашней верхушки России было отталкивание, даже бойкоты поставок белорусских товаров. То есть, РФ вела себя недружественно по отношению к Белоруссии. Тем не менее, белорусский народ сумел устоять, не обидеться, не попытаться уйти в другую сторону. А по отношению к Украине отношение было, скажем так: «мы гоним газ через территорию этой страны, вот и все дела» — политическое обеспечение транзита на Запад. Вот таким образом я сформулировал бы разницу в подходах», — заключил Тетекин.
Директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин недавно говорил, что после развала СССР новые киевские власти сосредоточились на личном обогащении за счет народа и заигрывании с неонацизмом. Позже они признали своими хозяевами англосаксов и взялись исполнить неблагодарную роль тарана против РФ.
Госдума 18 февраля ратифицировала договор с Белоруссией о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства.