20 января 2025 года, в первый день своего президентства, Дональд Трамп объявил, что США намерены прекратить участие во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Официальное уведомление о выходе содержит перечисление пробелов в работе учреждения: среди них – ошибки во время пандемии, попадание в зависимость от недружественных США стран и отказ от внутренних реформ. 5 февраля примеру американцев последовала Аргентина: она покидает ВОЗ, мотивируя это покушением на ее суверенитет. С 3 по 11 февраля в Женеве состоялась экстренная конференция руководства медицинской организации, вынужденной пересматривать свой бюджет. Одновременно СМИ наводнили утечки о подлинных планах Трампа: якобы тот готов вернуть США в ВОЗ, но только при условии, что ее возглавит американец.
Повод к подозрениям, что Трамп намерен не бойкотировать ВОЗ, а надавить на нее дал сам американский президент. 25 января (спустя 5 дней после своего указа) неожиданно для всех он допустил возвращение в ВОЗ: "может быть, мы еще рассмотрим это еще раз. Я не знаю". И тут же огласил условие: "Может быть, да. Но для этого им надо будет почиститься".
С процедурной точки зрения, на чтобы пойти на уступки американцам, у ВОЗ остается 12 месяцев: столько занимает процесс расторжения связей. В течение этого времени Белый дом вправе вести переговоры с ВОЗ и в любой момент объявить, что решение о выходе отменяется.
Стремление сторговаться с американцами читается в официальных заявлениях руководителей ВОЗ, явно пытающихся избежать разрыва. Директор организации по преобразованиям Сёрен Брострём через СМИ призвал обратить внимание на то, что руководит внутренними реформами, "которые все еще продолжаются", а следовательно, американцы могли бы дать время на их завершение. "Мы провели тотальную трансформацию", — нажимает Брострём. Иначе пробует оказать давление гендиректор ВОЗ Тедрос Гебрейесус: "Заявление США сделало наше финансовое положение еще более шатким", — сетует он. Пресс-секретарь организации Тарик Ясаревич просит у США "конструктивного подхода": "Мы надеемся, что Белый дом пересмотрит свое решение", — говорится в сообщении от его имени.
Не дождавшись скорых перемен, руководители ВОЗ съехались 3 февраля в Женеву. Длительное совещание завершилось только 11 февраля: в верхах организации взвешивали за и против большого сокращения фондов, пропорционального американскому вкладу в бюджет организации. В случае, если Дональд Трамп продолжит настаивать на выходе, ВОЗ не досчитается $400 млн добровольных пожертвований и $130 млн обязательных взносов от США. Сокращения на соответствующую сумму уже готовятся к внесению. В частности, они будут означать, что международная медицинская организация приостанавливает наём новых сотрудников.
По иронии судьбы незадолго до инаугурации Трампа ВОЗ рассчитывала не на авральное урезание, а, наоборот, увеличение фондов. В начале января 2025 года команда Тедроcа Гебрейесуса представила план помощи 42 санитарным "горячим точкам", разбросанным по планете. Первое место в этом списке – у сектора Газа: на помощь ему предполагалось выделить $300 млн. Всего ВОЗ запрашивала $1.5 млрд, которые должны были бы поступить в отдельный от бюджета организации фонд – что станет с этими проектами, совершенно неясно.
Дональда Трампа и его администрацию не устраивает перечислять деньги, как прежде. "ВОЗ грабила нас, - поднимает тон президент США, - все обдирают США как липку, но больше это так не пройдет". Как и часто при вычислении взносов, Трамп проводит сравнение между Америкой и Китаем, завершая его выводом, что Поднебесная платит слишком мало. Другой аргумент американца – вопрос отдачи. На каждый доллар, который Вашингтон вкладывал в международное здравоохранение, назад в виде субсидий возвращались только 46 центов. Верный курсу на бюджетную экономию, Трамп допускает, к примеру, роспуск министерства образования в США. Тем более его не устраивает оказание международной помощи на безвозмездной основе.
Однако широко известное желание американцев сэкономить вступает в противоречие со взятым ими же курсом на сдерживание Китая. Одна из причин враждебности Трампа к ВОЗ – слишком тесные, по мнению республиканца, связи между руководством организации и КНР. Вместе с тем, желая переформатировать организацию и свести влияние Китая к минимуму, Трамп рискует добиться противоположного – своим уходом усилить позиции Пекина.
За действиями американской администрации угадывается и особый, хотя и полностью отвергаемый ею мотив. Ссорясь со Всемирной организацией здравоохранения, Трамп осложняет отношения с американским врачебным сообществом, полностью поддерживающим ВОЗ. Начало трениям было положено в ноябре, когда на должность министра здравоохранения республиканец выдвинул Роберта Кеннеди-младшего, известного критикой вакцинации. Наличие в команде президента человека этих радикальных взглядов неслучайно: в США насчитываются сотни тысяч антиваксеров. В подавляющем большинстве на выборах 2024 года они поддержали Трампа. Под этим ракурсом разрыв с всемирной организацией здравоохранения предстает уже иначе: как выполнение наказа избирателей, в особенности тех, кто в штыки принял карантины 2020-2021 годов и затил зло на ВОЗ.
Племянник президента США Джона Кеннеди и сам политик, Роберт Кеннеди-младший начал свой крестовый поход против прививок еще в 2005. За 20 лет "борьбы" ему удалось войти в десятку наиболее влиятельных распространителей антиваксерского контента в американском интернете. Кеннеди отстаивает гипотезу, что между частью вакцин, содержащих ртуть, и ростом числа детей-аутистов прослеживается непосредственная связь. Исследования в области химии корреляцию не подтверждают, но с точки зрения Кеннеди, это ничего не меняет. Предприятия крупной фармацевтической промышленности он обвиняет в сговоре с властями с целью сокрытия чувствительной информации. Многие годы Кеннеди провел в попытках ограничить применение ртуть-содержащего вещества тиомерсала в вакцинах. Противники аниваксера утверждают что с 2001 это вещество применяется при прививках только в следовых количествах.
Начало пандемии Сovid-19 в 2020 сопровождалось ростом антваксерских настроений. Ставший уже ветераном этого движения Кеннеди тоже не был готов сбавлять обороты. В мае 2021 он собрал голоса под петицией с призывом запретить все существовавшие на тот момент вакцины против ковида, а в ноябре 2021 опубликовал книгу про пандемию с рекламой "альтернативных" средств по борьбе с коронавирусом, не признанных фармацевтикой. В 2022 Кеннеди публично сравнил практику принудительной вакцинации и политику Гитлера, причем сделал это в пользу последней. Смягчить тон выступлений антиваксера заставила только крайняя необходимость - предвыборная кампания 2024 года. Вступив в нее в качестве независимого кандидата (с рейтингом около 10%), Кеннеди-младший затем перешел на сторону Трампа. С этого времени его относят к основным участникам команды республиканца. Последствия для ВОЗ от такого сотрудничества могут оказаться плачевны.
В январе 2025 года Ашер Салмон, руководитель из Израиля в системе ВОЗ, признавался, что напуган решением Дональда Трампа прекратить участие США в организации. По подозрению Салмона, выход американцев способен спровоцировать эффект домино: другие страны, вспомнив карантинные ограничения и посчитав их обременительными, могут отправиться в свободное плавание, и тогда ВОЗ недополучит взносов на миллионы, а тяжело больные люди по всему миру – адекватную врачебную помощь.
Подтверждение правоты этих опасений поступило уже 5 февраля 2025 года, когда президент Аргентины Хавьер Милей, союзник Трампа на международной арене, объявил о выходе своего государства из ВОЗ. Причины все те же, что и в Америке, хотя в их изложении Розовый дом (резиденция главы аргентинского государства) идет дальше, чем Белый. По словам представителя Милея Мануэля Адорни, аргентинцы больше не собираются «позволять международной организации вмешиваться в здравоохранение», что при предыдущем президенте Альберто Фернандесе привело к «локдаунам и покушению на независимость». Сторонники либертарианских идей в экономике, Милей и его команда выступают за "большую гибкость при решении, какие принимать меры и собственный путь к суверенитету в области здравоохранения". Из аргентинских СМИ стало известно, что директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус в ноябре 2024 пробовал лично встретиться с Хавьером Милеем, но не смог добиться аудиенции. Не приняла у себя Гебрейесуса даже влиятельная сестра Милея Карина.
На практическом уровне любой отказ отдельно взятого государства от сотрудничества с ВОЗ ставит под угрозу глобальную безопасность в сфере здравоохранения, поскольку предусматривает сокращение не только финансовых транзакций, но и обмена информацией между медицинскими учреждениями. В случае США это уже успело принять кардинальную форму: американские центры по контролю за заболеваемостью и ее предотвращением прекратили контакты со структурами ВОЗ. По мнению профессора Джорджтаунского университета Лоренса Гостина тем самым Вашингтон "возможно, бросает в землю семена новой пандемии". Остаётся надеяться, что со стороны администрации Трампа это останется только тактическим маневром.