Пошлины США станут самой большой эскалацией торговой политики Трампа
Президент США Дональд Трамп ввел 25-процентные пошлины на импортируемые сталь и алюминий. Они будут применяться ко всем странам без исключений. Как пояснили в Белом доме, изменения вступят в силу в начале марта. Тема тут же стала одной из самых обсуждаемых в мировых СМИ.
Как отмечает The Guardian, Трамп вводил повышенные пошлины на сталь и алюминий еще во время своего первого президентства. Однако для определенных стран было сделано исключение, теперь же "льготы отменяются". Принятое решение касается, в первую очередь, Канады, Бразилии и Мексики, являющихся главными поставщиками, а также Южной Кореи, Вьетнама и ЕС. Ряд стран уже представили свои доводы, почему необходимо отменить эти повышенные тарифы, и в отношении Австралии Трамп уже готов пересмотреть свое решение, пишет The Guardian. Издание обращает внимание также на планы США ввести новый североамериканский стандарт, требующий, чтобы поставщики обрабатывали металл, прежде чем импортировать в Соединенные Штаты. Британская газета отмечает, что "зацикленность Трампа на тарифах встревожила экономистов". Эксперты считают, что их введение может сорвать неоднократные обещания Трампа быстро снизить цены для миллионов американцев, более того, именно американские потребители будут платить по счетам за эти тарифы. Специалисты, мнение которых приводит издание, полагают, что подобные решения американского президента "подстегнут инфляцию, заставят Федеральный резерв поддерживать высокие процентные ставки, приведут к росту доллара по отношению к другим валютам".
Французская Le Figaro называет введение пошлин на сталь и алюминий "новым шагом в торговой войне Дональда Трампа". В одной из статьей, посвященных этой теме, газета делает акцент на Канаде. "Продемонстрировав непревзойденное искусство создания хаоса, американский президент удивил канадцев. Вместо того, чтобы нападать на всю Канаду в экономическом плане, Вашингтон решил нацелиться конкретно на Квебек, где производится 90% канадского алюминия, 93% которого экспортируется в Соединенные Штаты", - пишет издание. В другом материале повышенное внимание уделяется ЕС. Приводятся слова министра Европы и иностранных дел Франции Жана-Ноэля Барро, пообещавшего, что ЕС снова ответит на введение пошлин, как это было в 2018 году. В то же время Le Figaro обратила внимание на сдержанность министра экономики и климата ФРГ Роберта Хабека, который призвал "продолжать путь сотрудничества с Соединенными Штатами". И на позицию Еврокомиссии, которая "не получила уведомлений" о новых пошлинах, отделавшись заявлением, что для тарифов не никаких законных оснований. И это при том, что удар по европейской экономике будет ощутимым. По данным компании Roland Berger, около 25% европейского экспорта стали идет в США. Ассоциация сталелитейной промышленности Великобритании UK Steel предупредила о "сокрушительном ударе" по и без того испытывающему трудности сектору, также отмечает Le Figaro.
Немецкий журнал Focus приводит мнение экономиста Габриэля Фельбермайера, который считает, что запланированные Дональдом Трампом пошлины являются в первую очередь инструментом угрозы. "Это неприятно для наших экономик, но не разрушительно", - заявил экс-глава Кильского института мировой экономики. Более того, он полагает, что часть европейской экономики даже могла бы выиграть от введения пошлин США. Например, цены в самой Германии упадут, если в стране останется больше металла, и это будет на пользу производителям ветротурбин. Согласно его расчетам, тарифы составят чуть менее 0,03% ВВП Германии. Это означает потерю 1,2 млрд евро добавленной стоимости. "Это не принесет пользы и США: они потеряют около 0,04 процента ВВП", - заявил Фельбермайер. "Ситуация ухудшится, если пошлины будут введены не только на сталь и алюминий, но и на все остальное. "В таком случае мы быстро увидим потерю 0,3 или 0,4 процента или 12 млрд евро добавленной стоимости", - указал эксперт.
Испанская La Razon напоминает, что в 2018 года аналогичное решение Трампа вызвало "широкую негативную реакцию, включая торговые ответные меры против экспорта США". Эксперты отмечают, что такая же реакция может последовать и сейчас, поскольку налогообложение импортной стали и алюминия, скорее всего, приведет к увеличению расходов для частных лиц и компаний, покупающих эти металлы. Издание также обращает внимание, что Брюссель пообещал отреагировать на введение пошлин Дональдом Трампом, но предпочел не раскрывать свои карты. В настоящее время торговля между ЕС и США составляет 30% мировой торговли, при этом Европейский союз экспортирует больше, чем импортирует. Когда Трамп вводил повышенные тарифы на сталь и алюминий семь лет назад, ЕС ответил пошлинами на джинсы, виски и мотоциклы Harley Davidson. Однако сейчас у Евросоюза больше возможностей. В 2023 году был создан инструмент, позволяющий вводить тарифы, ограничения на услуги и права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей, а также ограничения на доступ к прямым иностранным инвестициям и государственным тендерам. И теперь это может быть использовано против Вашингтона.
Южнокорейское агентство Yonhap отмечает, что решение Трампа ввести тариф встревожило сталелитейную промышленность республики, четвертого по величине экспортера стали в США после Канады, Бразилии и Мексики. Исполняющий обязанности президента страны Чхве Сан Мок созвал высших должностных лиц правительства, чтобы обсудить потенциальное влияние этого шага, а также возможные ответные меры. Представители производителя стали Posco указали, что следят за ситуацией, но "поскольку окончательное решение еще не принято, у нас нет другого выбора, кроме как ждать и тщательно оценивать ситуацию".
Американский портал Axios указывает, что "если пошлины будут введены, это станет самой большой эскалацией торговой политики Трампа, которая, как предупреждают некоторые экономические чиновники, приведет к росту потребительских цен и инфляции". Согласно исследованиям, цены на сталь и алюминий могут вырасти на 20% в течение нескольких месяцев после введения тарифов. "Экономисты подсчитали, что длительный скачок цен - если они полностью переложат на потребителей - обойдется потребителям дополнительно в 8 миллиардов долларов в год", - отмечает СМИ. "Потенциально больше всего пострадают поставщики автозапчастей, где норма прибыли очень мала, и любые пошлины, скорее всего, будут переданы по цепочке поставок и в конечном итоге потребителям", - добавляет портал.