В Германии разгорается скандал из-за резолюции, которую приняли с помощью АдГ. Комментарий Георгия Бовта

Экс-канцлер Германии Ангела Меркель раскритиковала своего однопартийца, кандидата в канцлеры ФРГ Фридриха Мерца, после принятия бундестагом резолюции об ужесточении миграционной политики. Документ поддержали депутаты от «Альтернативы для Германии» (АдГ). Блок ХДС/ХСС внес на голосование две резолюции. Одна предусматривает долгосрочный контроль на германских границах и «последовательную депортацию лиц, которые должны покинуть страну», и ее приняли. Вторая расширяет полномочия правоохранительных органов. Она не получила большинства голосов. 31 января бундестаг обсудит уже юридически обязывающий законопроект. Что это значит?

В Германии разгорается скандал из-за резолюции, которую приняли с помощью АдГ. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Инициативы вероятного будущего канцлера ФРГ Фридриха Мерца, которые, по сути, означают шаг на пути приостановки действия на границах Германии Шенгенского соглашения, вызвали критику не только в его партии, но и предсказуемо со стороны оппонентов. Так, лидер СДПГ и пока еще канцлер Олаф Шольц заявил, что право на убежище является основной частью правового и ценностного порядка Германии. По его словам, оно стало в свое время ответом на ужасы нацистского режима, когда евреям отказывали в приеме на европейских границах. Еще большее раздражение Шольца, как, впрочем, и Меркель, вызвал сам факт солидарного голосования ХДС/ХСС с правопопулистской «Альтернативой для Германии», которая, по его словам, «борется против демократии и презирает объединенную Европу».

Сотрудничество ХДС с АдГ по поводу ужесточения миграционного законодательства стало скандальным нарушением негласного табу германской политики последних десятилетий — не блокироваться с такими радикалами. Тем более что было уже несколько попыток просто запретить партию АдГ как якобы неонацистскую. Справедливости ради надо заметить, что сначала Мерц пытался договориться о солидарном голосовании с той же СДПГ и «зеленым», но они отказались. Между тем общественное мнение требовало какой-то внятной реакции политиков после того, как 22 января в Баварии афганский беженец с ножом напал на группу детского сада. Погибли двухлетний ребенок и прохожий, пытавшийся остановить нападавшего. В условиях избирательной кампании Мерц и пытался отреагировать, предложив ужесточить антииммиграционное законодательство. С политтехнологической точки зрения он действует по-своему довольно прагматично. Антимиграционные настроения в Германии все сильнее. И на них как раз и набирает очки АдГ. За нее, согласно опросам, готовы голосовать уже 21% немцев, за ХДС/ХСС — 28%, а за СДПГ всего 16%.

АдГ может впервые в истории стать второй партией в парламенте. И вот Мерц пытается оттяпать у нее хотя бы частично антииммигрантскую повестку, в том числе вынудив поддержать свой законопроект. Это вовсе не означает, что после выборов ХДС/ХСС вступит в большую правительственную коалицию именно с правыми популистами. При том что абсолютного большинства консерваторы взять не смогут, с кем-то придется блокироваться. Ранее сам Мерц не раз заявлял о принципиальном отказе от сотрудничества с АдГ. Но в пылу предвыборной борьбы и не такие табу пересматривают. Кандидат от АдГ на пост канцлера Алиса Вайдель, которой из-за океана пытается подыгрывать сам Илон Маск, открыто поддержав АдГ, в свою очередь, обвинила главные партии в неуважении к немецким избирателям из-за дискриминации ее партии. «Так называемый firewall на пути сотрудничества с АдГ — это не что иное, как антидемократическое картельное соглашение, направленное на дискриминацию миллионов избирателей», — заявила она.

Кстати, второе, еще более свирепое предвыборное предложение ХДС/ХСС по ужесточению миграции и дополнительным полномочиям органов безопасности было отклонено. В частности, консерваторы требовали ввести постоянный контроль на границах. При том что по указанию МВД такие пункты контроля работают на всех немецких сухопутных границах уже несколько месяцев. В отклоненном предложении также предусматривалось введение системы электронного распознавания лиц на вокзалах и в аэропортах, введение обязательного хранения IP-адресов операторами связи и прекращение всех волонтерских программ по приему беженцев. Против второго предложения высказались все фракции бундестага, в том числе АдГ. Такой «цифровой тоталитаризм» даже правые популисты переварить уже не могут. Ну а сам факт того, что «статусная партия» была впервые вынуждена вступить в коалицию с теми, кого годами «маргинализировали», в АдГ восприняли как свою победу. «Это исторический момент», — заявил с трибуны бундестага депутат от АдГ Бернд Бауман, обращаясь непосредственно к Фридриху Мерцу. «Вы помогли приблизить этот момент, а теперь стоите с трясущимися коленками, заикаетесь и извиняетесь», — указал он, намекая на то, что Мерц публично успел выразить сожаление, что воспользовался помощью АдГ при голосовании. По словам Баумана, в Германии начинается новая эпоха, во главе которой будет стоять АдГ: «И вы, господин Мерц, еще будете следовать за нами. Если у вас хватит сил». После этого в бундестаге начался форменный скандал. Представительница Левой партии Хайди Райхиннек призвала сограждан идти «на баррикады», и заседание было прервано. До драк пока, правда, дело не дошло. Но и до выборов еще три недели.