Почему Дональд Трамп ополчился против возобновляемой энергетики

Одним из первых шагов Дональда Трампа после возвращения в Овальный кабинет стал отказ от участия США в Парижском соглашении по климату. Во время своего первого президентства американский лидер уже проделывал такой маневр, однако Джо Байден "вернул на место" подпись США под этим международным договором. Одновременно Трамп отменяет и другие нормативные акты, направленные на стимулирование развития альтернативной энергетики.

Почему Дональд Трамп ополчился против возобновляемой энергетики
© Российская Газета

В первую очередь речь идет о так называемом законе о снижении инфляции, принятом в августе 2022 года и направленном помимо прочего на стимулирование внедрения чистых источников энергии и электромобилей. Согласно этому закону, на упомянутые цели должно быть направлено 369 млрд долларов. Трамп приказал приостановить выделение данных средств. Аннулирован также указ Байдена от 2021 года, согласно которому к 2030 году электромобили должны занимать 50% в структуре реализации новых автомобилей. Кроме того, Трамп пообещал прекратить сооружение ветровых электростанций в США.

Чем же "зеленая энергетика" провинилась перед Трампом? Республиканская партия выступает как лоббист интересов традиционной энергетики. В ходе избирательной кампании 2024 года это проявилось особенно ярко - нефтяная отрасль заняла четвертое место среди источников финансирования республиканцев, поднявшись на шесть пунктов по сравнению с предыдущими президентскими выборами. Одним из самых ярких лозунгов предвыборной программы Трампа стала фраза "Бури, детка, бури", означающая призыв к увеличению добычи нефти и газа. Неудивительно, что сразу после возвращения в Белый дом он отменил ограничения на разработку новых нефтегазоносных участков, введенные его предшественником.

Однако дело не только в спонсорах. Трамп - прагматичный политик, не скрывающий свою главную цель: значительное укрепление политических и экономических позиций США в мире, возвращение им мировой гегемонии. И углеводородное сырье здесь - важный фактор. Впрочем, сланцевая добыча в стране активно росла и при Байдене - с 11,19 млн баррелей в сутки в 2021 году до рекордного показателя в 13,4 млн в ноябре 2024 года. И ряд экспертов сомневается, что в период президентства Трампа удастся обеспечить более значимый прирост производства. Но недооценка потенциала "сланцевой революции" - традиционная проблема многих прогнозов.

Рост добычи позволил бы, с одной стороны, обеспечить энергетические потребности американской экономики, а с другой - увеличить экспорт углеводородов и тем самым усилить зависимость Европы от американских энергоносителей. Соответственно, альтернативная энергетика эту задачу решить никак не может. Экспорт "зеленой" энергии невозможен, а гонку в области разработки технологий и производства оборудования для возобновляемых источников энергии (ВИЭ) Америка уже безнадежно проиграла Китаю. На фоне засилья китайской продукции дальнейшее увеличение доли "чистой" энергии в США скорее выглядит как угроза национальной безопасности, чем как путь к глобальному энергетическому лидерству.

Наконец, "борьба с ВИЭ" - это лишь вершина айсберга, точнее, общего курса Трампа, нацеленного на противостояние модным, распиаренным, но, по сути, вредоносным глобальным трендам, будь то теории множества гендеров или пресловутая климатическая политика. Выходя из того же Парижского соглашения, американский президент фактически открыто признает - влияние антропогенного фактора на изменение климата не доказано. Если верить англоязычной "Википедии", то подобная точка зрения является маргинальной, и разделяющие ее ученые и политики нерукопожатны. И тут вдруг к этим "диссидентам" присоединяется лидер супердержавы. И делает это не в силу своей эксцентричности, а вследствие глубокого прагматизма. Трамп прекрасно понимает, что, "заигравшись в зеленые игры", вкачивая миллиарды в проекты, не приносящие отдачи, Америка может навсегда утратить свое мировое лидерство, уступив его тому же Китаю, который умело сочетает использование традиционных и новых энергетических ресурсов.

Подобные тенденции не новы в американской политике. Даже во времена правления Байдена, известного своей радикальной "зеленой повесткой", в США начала подниматься волна протеста против ускоренного энергоперехода. Так, один из влиятельных губернаторов-республиканцев Рон Десантис в 2023 году запретил чиновникам в возглавляемой им Флориде инвестировать государственные средства в сферу ESG. Он же возглавил альянс, включающий 18 штатов, нацеленный на противодействие федеральным властям, навязывающим "зеленую повестку".

Таким образом, в борьбе Трампа против "зеленой" энергетики сошлись два мотива - как субъективно-личностный (выполнение обещаний, данных спонсорам предвыборной кампании), так и вполне объективный, обусловленный стремлением дать американской экономике прочную энергетическую основу для развития. Гораздо более прочную, чем могли бы обеспечить "ветряные мельницы" и солнечные панели.

Безусловно, развитие ВИЭ в США не остановится одномоментно по воле Трампа. Многое будет зависеть как от позиций отдельных штатов, так и от экономической эффективности конкретных объектов. Но главное в том, что прекратится искусственное навязывание "зеленых стереотипов" и будет выключен постоянный зеленый свет на пути реализации "политически правильных" проектов в сфере альтернативной энергетики.