Администрация Трампа на 90 дней приостановила программу помощи другим странам
Госсекретарь США Марко Рубио дал своему ведомству указание полностью приостановить финансирование программ помощи другим странам на 90 дней, до тех пор пока "каждый случай не будет рассмотрен и одобрен". Как отметил Рубио, важно понять, "не дублируются ли существующие обязательства по оказанию иностранной помощи, являются ли они эффективными и соответствуют ли они внешней политике президента Трампа". Расплывчатость формулировки пока не позволяет сделать однозначный вывод, о каких программах помощи идет речь. Ясно, что заблокировано выделение финансирования по линии Агентства США по международному развитию (USAID). Через этот инструмент Вашингтон продвигал свое влияние в третьих странах, а также финансировал различные неправительственные организации, действовавшие в интересах США.
Под вопросом находятся программы военной помощи Украине. Ряд экспертов указывают, что они также попали под блокировку. Другие наблюдатели считают, что финансирование поставок оружия осуществляется не через Госдеп, а другие механизмы, потому заморожены только расходы на невоенную поддержку. Как сообщает Financial Times, занимающиеся Украиной сотрудники Госдепа уже попросили Рубио сделать исключение для Киева, где ряд организаций, финансируемых Вашингтоном, уже получили предписания о прекращении работ. Однако пока исключения сделаны только для Египта и Израиля.
Первые военные самолеты уже принимают на борт нелегальных мигрантов для депортации
Эти и другие первые решения администрации Трампа будто призваны показать, что его политика не разойдется с броскими предвыборными обещаниями заботиться о своих границах, а не о чужих. Как и анонсировалось, первые военные самолеты уже принимают на борт нелегальных мигрантов для депортации с территории США. Всего депортации будут подвергнуты 5 тысяч человек. Белый дом не стесняется публиковать фото закованных в кандалы мигрантов, которых считает преступниками. "Трамп посылает всему миру сильный и ясный сигнал: если вы незаконно въедете в Америку, вас ждут суровые последствия", - заявила пресс-секретарь президента Каролин Ливитт. Пока мигрантов отправляют в Гватемалу, поскольку Мексика отказывается давать разрешение на посадку американских самолетов.
Кроме того, подписано решение о переименовании Мексиканского залива в Американский, что, как подтрунивает Трамп, якобы "вызвало восторг" у мексиканских властей.
Не снижается и давление США на Данию по вопросу Гренландии. По слухам в СМИ, Трамп уже позвонил датскому премьеру и вел себя агрессивно, угрожая и шантажируя Копенгаген.
Параллельно продолжаются чистки госаппарата, доставшегося Трампу от Байдена. Новый глава Белого дома уволил сразу 12 независимых генеральных инспекторов, осуществлявших финансовый и иной надзор за федеральными ведомствами, включая Госдеп и Пентагон. Инспекторы считают увольнения незаконными, поскольку их не провели через конгресс, однако Трамп твердо настроен назначить на эти должности своих сторонников.
Между тем
Сенат США утвердил новым главой Пентагона Пита Хегсета. В первом обращении к американским военным новый глава Пентагона пообещал реформировать оборонную промышленность и внедрять новые технологии в военное дело. Он считает, что армия США должна как можно скорее "восстановить боевой дух" и стать "сильнейшей и наиболее смертоносной силой в мире", чтобы выполнить возложенную на нее Трампом миссию: "сдерживать войны и закончить те, которые уже идут".
Новый 44-летний глава американского военного ведомства - магистр в области госуправления с дипломами Принстонского и Гарвардского университетов. В 2000-х служил в Афганистане, вышел в отставку в звании майора. Известность приобрел в качестве корреспондента телеканала Fox News.
Хегсет - один из наиболее противоречивых персонажей, подобранных Трампом в свой кабмин. Противники Хегсета пытались помешать его назначению, обвиняя его в супружеской неверности, сексуальных домогательствах и пьянстве на рабочем месте. Кроме того, некоторые сенаторы считают его недостаточно опытным для руководства министерством обороны США.
В итоге мнения сенаторов разделились поровну, и лишь голос вице-президента Джей Ди Венса решил исход голосования в пользу Хегсета.