Сирийская загадка: Трамп разрывается между Саудовской Аравией и Турцией

Глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан посетил в Дамаск, где провел встречу с лидером новой сирийской администрации Ахмедом Аль-Шараа и министром иностранных дел временного правительства Асаад Аль-Шайбани.

Сирийская загадка: Трамп разрывается между Саудовской Аравией и Турцией
© Свободная пресса

Это – первый в своем роде визит в Сирию после падения власти Башара Асада и его можно было бы считать ответным, так как до этого было два визита Аш-Шайбани в Эр-Рияд.

Темы, обсуждаемые в ходе столь интенсивных контактов между Эр-Риадом и Дамаском, не предаются огласке, но наружу пробиваются определенные важные нюансы.

Так Шайбани во время своего визита в Давос превозносил саудовскую экономическую модель и заявил, что Сирия должна стать «частью всеобъемлющего арабского проекта, направленного на достижение безопасности и стабильности в регионе». Он напомнил, что «Сирия является частью Лиги арабских государств».

Но это не согласуется с позицией Турции, которая после Асада активизировала свое политические влияние в Сирии, контролирует там временное правительство. Президент США Дональд Трамп даже заявил, что «ключ от событий в Сирии находится в руках президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана».

Действительно, новая сирийская администрация, возглавляемая «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)*, поддерживает хорошие отношения с Анкарой. Напомним, что глава разведки Турции Ибрагим Калин прибыл в Дамаск через несколько часов после свержения Асада, а министр иностранных дел Хакан Фидан был первым министром иностранных дел, посетившим страну.

Турция стала первой страной, вновь открывшей свое посольство в Сирии. Фидан заявлял, что его правительство гордится тем, что находится «на правильной стороне истории» в Сирии, но не желает «доминировать в ней».

Но Анкара еще и предложила Дамаску помощь в восстановлении инфраструктуры, в разработке проекта новой конституции, поставке электроэнергии и возобновлении авиасообщения, в создании новой армии.

Представить, что Турция намерена осуществить такие мероприятия только во имя восстановления Сирии в статусе арабского государства, невозможно. К тому же против политического и иного доминирования Турции в Сирии активно выступает Израиль.

Что касается Трампа, то он публично пока не раскрыл своих планов на этот счет, хотя появилась интригующая конспирологическая версия.

Утверждается, что в контексте его проекта по расширению и нормализации отношений между арабскими странами и Израилем по образцу «Авраамианских соглашений» он намерен приподнять геополитический статус Саудовской Аравии.

Арабские СМИ сообщают, что наследный принц Мухаммед бен Салман сообщил Трампу в поздравительном телефонном звонке, что хотел бы расширить инвестиции королевства в США до 600 млрд долларов.

Журналисты оценивают такой ход Эр-Риада как «плата за Сирию». Для сравнения: когда Трамп вступил в должность в 2017 г., его первый зарубежный визит был в Эр-Рияд, и тогда США получили оружейные заказы на сумму более 400 млрд долларов.

В то же время в игру вступает Доха, союзник Анкары, конкурирующий с королевством за расположение Трампа, с которым премьер-министр Катара Мухаммед бен Абдулрахман Аль Тани встречался и наладил отношения еще за несколько месяцев до президентских выборов.

Так вырисовываются контуры конфликта между двумя основными осями: первую возглавляет Турция и на подхвате Катар; вторая опирается на Саудовскую Аравию.

Но есть еще Иран со своими геополитическими интересами, что потенциально превращает Сирию в очаг широкой региональной конфронтации с охватом Ирака, Йемена и Ливана.

В свою очередь это ставит под вопрос политическое будущее нынешнего режима в Дамаске, который сразу оказывается под давлением разных внешних центров.

Сейчас баланс сил на Ближнем Востоке характеризуется сложностью и запутанностью, но фактом становится то, что в формировании будущего Сирии начинает усиливаться роль Саудовской Аравии с ограничением попыток Анкары и Тегерана контролировать ключи к власти в этой стране. Есть и вариант развала изнутри нового режима в Дамаске.

Но самая большая загадка, окружающая политику Трампа в отношении Ближнего Востока, заключается в том, на чьей стороне он станет играть по-настоящему и кому он предоставит большие возможности для маневрирования и выигрыша времени, чтобы добиться своей желанной цели.

Главные события в регионе только начинаются.

* Исламистская организация «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) решением Верховного суда РФ от 4 июня 2020 г. признана террористической, ее деятельность на территории нашей страны запрещена.